Диагностика аутизма и развитие таких детей

Аутизм у детей

19th Январь 2011     Автор: admin

Аутизм – врожденное заболевание, которое проявляется с раннего детства, как правило до 3-х лет, и характеризуется нарушением всестороннего поведения ребенка. Главная причина аутизма – различные нарушения в развитии головного мозга и в первую очередь – незрелость синаптических связей. Установлено, что истоки этих нарушений заключены в генах человека, что и определяет наследственный характер заболевания.

развитие детей с аутизмом

Синаптические связи – это особый тип взаимодействия между нервными клетками, из которых состоит головной мозг. Координированная работа этих клеток возможна лишь в случае полноценных взаимных связей, что и обеспечивают синапсы. Нарушение их функции приводит к нарушению гармонии в работе отдельных структур мозга, что и заложено в основе аутизма.

Существуют и другие версии возникновения данной патологии у детей, однако они не доказаны и не имеют официального подтверждения.

Симптомы аутизма

Диагностика аутизма, при его яркой клинической картине, не вызывает трудностей. Чтобы установить болезнь, достаточно более тщательно понаблюдать за ребенком, за его поведением, общением с окружающими, за его реакцией на происходящее вокруг.
В первую очередь оцениваются когнитивные и коммуникативные способности ребенка. При этом главные "симптомы" аутизма проявляются в недостатке социальных взаимодействий, нарушенной коммуникации с окружающими и цикличностью поведения с ограниченным кругом интересов. Эти признаки составляют характерную "триаду", наличие которой обязательно при постановке диагноза "аутизм".

Недостаток социальных взаимодействий характеризуется тем, что такие детки меньше реагируют на происходящее извне, отсутствует эмоциональный ответ, ребенок реже смотрит в глаза и не откликается на собственное имя. Младенец как будто говорит: "Не трогайте меня, пожалуйста! Меня нет!".

Нарушение коммуникации является следствием нарушения речевой функции таких детей: поздно появляется лепет и первые слова, такому ребенку очень тяжело произносить согласные звуки или они вовсе выбрасываются из слов. Страдает словарный запас, формирование предложений, взаимосвязь слов в нем. Дети с аутизмом тяжело понимают других, не могут полноценно строить воображаемые картины.

Такие симптомы детского аутизма, как цикличность поведения и ограниченный круг интересов легко проследить в однообразном питании ребенка (предпочитает есть одно, а от другой еды малыш просто напрочь отказывается), характерны бессмысленные, чаще вращательные, движения руками, ногами, головой. Ребенок с аутизмом все время пытается подчинить предметы определенному правилу (например, расположить игрушки от большей к самой маленькой, либо препятствовать перестановке мебели).

Для диагностики аутизма у детей используют и специальные анкеты. Наиболее распространенными являются "Опросник для диагностики аутизма – ADI-R" и "Шкала наблюдения для диагностики аутизма – ADOS". Проводить их могут сами родители без участия специалиста. В условиях клиники часто используется "Оценочная шкала детского аутизма – CARS", с помощью которой определяется тяжесть болезни.
Цель диагностики аутизма у детей состоит не только в определении наличия болезни, но и в изучении индивидуальных ее признаков у того или иного ребенка. На этом будут основываться принципы адаптации малыша к окружающей среде, будет построена индивидуальная программа помощи, собственная схема развития.

Аутизм. Помощь

В целом, помощь детям с аутизмом включает три составлющих: медицинскую терапию, помощь психологическую и педагогическую. Медицинская сторона – это лишь симптоматическое лечение. Так как болезнь заключена в генах, полностью её излечить с помощью лекарств, на сегодняшний день, невозможно.

Психологическая помощь при детском аутизме заключается в выработке социальных отношений, формировании эмоций, коррекции поведенческих особенностей.

Педагогическая помощь подразумевает обязательное обучение детей-аутистов в особых для этого условиях, с помощью специальных форм и методов. На особом месте стоит коррекционное воспитание или лечебная педагогика.

Развитие детей с аутизмом

Существует несколько вариантов развития ребенка, больного аутизмом.

Первый вариант представляет собой совместное концентрирование внимания малыша и родителей на каком-то одном, конкретном предмете. Например, ребенку предлагается "посмотреть на ЭТО красивое дерево (и указать на какое)", "взять вот ЭТОТ мячик (и указать конкретно какой), "пройтись ТУДА и обратно (указать точный "маршрут"). Подобные упражнения формируют индивидуальные стереотипы взаимоотношения с миром и взаимодействия с окружающими близкими людьми.

Второй вариант развития детей с аутизмом, – появление у ребенка всевозможных страхов. Малыш боится незнакомых обстановок, новых ситуаций. Он требует постоянства в окружающей среде, стабильности. Даже потеря пустышки для такого ребенка может стать причиной истерики и неописуемого страха, сравни страха смерти. Помощь в этом случае – постоянное нахождение с дитем, успокаивание в сложных ситуациях путем разъяснения ситуации, обучение выхода из подобной обстановки, но естественно, на языке, понятном для ребенка.

Третий вариант аутистического развития – сенсорная ранимость. Первое, что замечают родители – это неадекватность эмоционального ответа ребенка на происходящее вокруг. Малыш может заплакать, когда все смеются, может вообще никак не реагировать на эмоции других, часто неуютно себя чувствует на руках у мамы. У таких детей повышен мышечный тонус и чаще появляются проблемы с речью. В данном случае показаны занимательные игры с эмоциональной окраской, обучение ребенка правильным эмоциям, формирование у него чувства сопереживания, взаимной радости.

Четвертому типу развития ребенка, больного аутизмом, характерна общая заторможенность, сниженный тонус. Наибольшее внимание обращает нарушение речи. Малыш при этом типе развития часто и неадекватно обстановке пугается. Характерно и проявление агрессии при попытке родителей "вмешаться" в занятие своего ребенка, посоветовать или упрекнуть его в чем-либо. Большую часть времени дите проводит в замкнутом, недоступном пространстве, чаще уходит "в себя", что значительно затрудняет контакт и требует развития у родителей специальных навыков подхода к такому ребенку.

Такое обучение родителей представляет собой одно из современных направлений в терапии аутизма. Показаны любые подвижные упражнения, желательно в компании 2-3 близких людей, речевые упражнения, заучивание отдельных слов и фраз. Необходимо больше проводить времени с ребенком, свести к минимуму просмотр телепередач и время работы с компьютером, а лучше вовсе исключать подобные занятия.

Автор: Виктор Шпудейко, врач общей практики.

Приглашаем к обсуждению мам особенных ребятишек. Поделитесь с читателями блога своими разработками в развитии детей с аутизмом и возможно, вы поможете сотням малышей и их родителям.

Метки: Рубрика: Здоровье ребенка

Другие записи о развитии ребенка:

обсуждение


оставить комментарий или два