Центр раннего развития детей - какой выбрать?

Центры раннего развития детей – какие они бывают

12th Октябрь 2010     Автор: admin

Решая отдать ребенка в центр раннего развития детей, необходимо знать, какие они бывают и какие занятия в них проводятся. Их много, очень много разновидностей. Некоторые базируются на одной, авторской методике, некоторые сочетают в себе две и больше, также постоянно создаются современные программы. Но мы остановимся только на самых крупных и основных методиках. Можно сказать, классических.

центры раннего развития

Методика Марии Монтессори

Изначально она была предназначена для детей от трёх до шести лет, но адаптирована для малышей от года (иногда с восьми месяцев) до трёх лет. Эта методика предоставляет детям свободу поведения и выбора. Роль педагога/родителей научить детей правильно пользоваться этой свободой. В отделённых друг от друга перегородками комнатках находятся различные зоны:
– зона подвижной деятельности
– зона сенсорного воспитания
– зона творческой деятельности или мастерская
– зона игр с водой
– зона развития речи
– зона установления причинно-следственных связей
– зоне математических представлений
– зона практической деятельности

методика марии монтессори

В монтессори-группе ребёнок сам выбирает, где и чем заниматься, выбирает себе партнёров по деятельности и продолжительность работы. Центры раннего развития детей по методике Монтессори предоставляют ребенку полную свободу действий. Он может делать всё, что не мешает его окружению – людям и предметам. Здесь педагог и родитель – не наставники, а партнёры, их роль – показать и помочь, если нужно, и… отойти в сторону, предоставив ребёнку самому пробовать, повторять, совершенствовать навыки и добиваться результата.
Сначала дети и взрослые собираются вместе, здороваются, делают разминку, играют в пальчиковые игры, поют песенки. Затем дети расходятся по зонам и выбирают то, что им интересно в данный момент. Каждый материал представлен в единственном экземпляре, поэтому детям, чтобы заняться желаемым приходится объединяться, делиться, договариваться или ждать своей очереди.
В завершение занятия дети и взрослые снова собираются вместе, играют в подвижные и пальчиковые игры, рассматривают и обсуждают, поют или смотрят сказку. А затем прощаются, по очереди задувая свечку – логопедическое упражнение, – и уходят. Достоинством этой системы можно назвать уважение к ребёнку и его желаниям, свободу выбора и условия для развития ребёнка любого возраста и любых интересов. Недостатком называют пассивную роль педагога/родителя в группе, и ещё то, что позже, перейдя в детский сад или школу, ребёнок с трудом привыкает к их требованиям и чёткому режиму.

Методика Никитиных

Предназначена больше для семейного воспитания, а для работы с коллективом малышей от неё остаются только два аспекта: физическое и умственное развитие. В её основе лежат труд, естественность, близость к природе и творчество, а дети – хозяева своим поступкам и распорядку. Физическое развитие не менее важно чем умственное – тело, не отягощённое лишней одеждой и излишне калорийной пищей, легче идёт навстречу познанию. Никитины уделяли большое значение закаливанию и физическим упражнениям детей как средству расширить их возможности и укрепить иммунитет.

Система Никитиных в группах раннего развития – это в основном игры, направленные на развитие логического и образного мышления, с постепенным усложнением. Опережающие условия развития – один из ключевых моментов этой методики. То есть малыш растёт, и на каждом этапе ему предлагают что-то, чуть более сложное, – к чему он уже готов или скоро будет готов. Поэтому возникает интерес, ребёнку приходится тянуться, стараться, постигать. Недостатком данной методики называют узкую специализацию пособий – если малыш очень подвижен, если не имеет склонности к логическим или настольным играм, они его мало интересуют.

Методика американского нейрофизиолога Глена Домана

Была разработана для того, чтобы обучать детей с поражением мозга и ограничением физических возможностей. Но потом получила широкое применение и среди обычных детей. Она рассчитана на то, чтобы максимально задействовать различные участки мозга ребёнка, используя его врождённые рефлексы. Возможности человека намного больше, чем он это представляет, тем более пластичен мозг ребёнка в период его бурного роста – от рождения до семи лет, и более велики его возможности. Сейчас эта программа адаптирована под современные условия (методика Домана-Маниченко) и применяется в центрах раннего развития для работы с группами детей и индивидуально.

Глен Доман также делает упор на физическое и умственное развитие ребёнка. Им разработана система упражнений и материалов для физического развития детей, карточки для обучения чтению и математике, родному и иностранным языка. Урок (показ карточки) длится примерно 5-10 секунд, ребёнок усваивает большой объём информации доступным и комфортным для него способом.

Отрицательной стороной этой системы считают то, что ребёнок из активного участника обучающего процесса превращается в его объект. Во время занятий ребёнок пассивен, работает только его зрение и память, и воспринимается только информация на карточках. Малыша нагружают информацией, но не учат думать и выбирать, страдает его эмоциональное развитие, творческие и исследовательские способности. Элементы этой методики успешно используются в группах малышей до трёх лет и старше: дети рано учатся читать, изучают иностранные языки и овладевают большим объёмом знаний из разных областей.

Методика Олеси Жуковой «Мамина школа»

Это опыт многих мам, педагогов и психологов. В её книгах собраны рекомендации для будущих мам, новорожденных и детей до трёх лет: о массаже и гимнастике, особенностях и развитии ребёнка. Здесь вы узнаете об основных периодах развития малыша и нюансах, связанными с ними, рекомендации по развитию и воспитанию малыша, найдёте сборники потешек и стихотворений. В общем, всё, что может пригодиться молодой маме на первых порах. Это не групповая методика, а индивидуальная, – для семьи, для мамы и ребёнка.

Методика Николая Зайцева

Предназначена для детей 2,5-4 лет. Это новация в обучении ребёнка принципам чтения – по слогам, а не по буквам. Учат детей чтению, письму и математике, с помощью таблиц и других пособий, самые известные из которых – знаменитые «кубики Зайцева»: это обычные деревянные кубики, различные по размеру, цвету и звону, который они издают. На гранях этих кубиков написаны слоги – «склады» – пара из согласной и гласной буквы, согласной с твёрдым/мягким знаком или же одна буква. То есть детям постепенно и последовательно, с помощью игры, даётся материал, действуя с которым они естественно и легко овладевают навыками чтения и письма, заодно развивая фонематический и музыкальный слух. Эту методика используется и в групповой работе и в индивидуальной: можно заниматься с ними в семье или привести малыша в группу детского сада или центра раннего развития детей, работающего по ней. Минусом данной методики родители считают её узкую направленность, но считают оптимальным сочетать её с другими.

Зеленая дверца

«Зелёную дверцу» сложно назвать методикой. «Зелёная дверца» – российский вариант «Зелёного дома» Франсуазы Дольто, французского педагога начала ХХ века. Эти группы имеют цель подготовить малышей 0-4 лет к посещению детского сада. Там им придётся остаться без мамы, среди незнакомых детей и взрослых. Эта группа – почти что детский сад, только мама находится рядом. Не подходит, сидит в стороне или в другой комнате, разговаривает с другими родителями или читает, но никуда не уходит. А дети почти и не замечают этого: играют под наблюдением педагогов, общаются или просто наблюдают за ровесниками. Если малыш вдруг заметил отсутствие мамы, он пойдёт её искать и, конечно же, найдёт, успокоится и снова пойдёт заниматься своими важными делами. Таким образом ребята привыкают к отсутствию родителей, и знают: мама всегда рядом, и даже если её сейчас нет, она обязательно придёт. Помещение разделено на две комнаты: отдельно для малышей и для детей от двух лет. В этих группах дети получают первый опыт общения с ровесниками, учатся контактировать и находить общий язык, разрешать конфликты, участвуют в общих играх и привыкают к будущей атмосфере детского сада.

В какой центр раннего развития детей отдать ребёнка, какой методике уделить внимание – дело каждой отдельной семьи и каждого ребёнка. Ну, а что лучше именно для вас – решит малыш: его интерес и желание вернуться в группу – лучшая рекомендация для родителей и педагога.


Автор:  дошкольный педагог-психолог Наталья Лесных, специально для сайта «Растем и развиваемся».

Рубрика: Раннее развитие: методики

Другие записи о развитии ребенка:

обсуждение


оставить комментарий или два