Детские ссоры

Детские ссоры

7th Ноябрь 2010     Автор: admin

Как быть, если дети ссорятся, дерутся, отнимают вещи друг у друга? Как предотвратить детские ссоры или благополучно разрешить их?

Если это происходит у детей от одного года до трёх лет, то, как правило, только из-за их неумения договориться между собой. Ни о какой детской агрессии здесь речи быть не может. Малыши плохо разговаривают и не имеют социального опыта – не знают, как можно поступать в разных ситуациях, и потому поступают, как умеют – просто и импульсивно. На первых порах им понадобится помощь взрослых.

детская агрессия

Малышей до трёх лет нужно учить простой игре рядом друг с другом. Не вместе – коллективные игры и умения только закладываются, а именно рядом. Привыкать к обществу других детей, не отнимать игрушки, а просить их, обмениваться предметами, терпеливо ждать своей очереди – это довольно сложные умения, которые им приходится постигать. Причём на своём опыте, путём проб и ошибок. Легко ошибиться, трактуя поведение ребёнка как агрессивное.

Дети года-двух лет, бывает, обижают своих ровесников – толкают, шлёпают или бросают в них предметы. И это не детская агрессия, а естественный интерес малышей друг к другу. Ведь за каждым действием следует результат – ровесник обязательно реагирует – плачет, убегает или бьёт в ответ. Это интересно, часто неожиданно, поэтому нравится. Если реакция негативная – ударили в ответ или вступилась мама обиженного, то действия прекращаются или переносятся на других детей. Ребята не умеют ещё общаться друг с другом, их действия импульсивны, они действуют «методом тыка», то есть делают что-то и смотрят, что получится. Именно поэтому их бесполезно ругать, их нужно учить. По возможности на собственном примере.

Маленькие дети не понимают слова «больно», вернее не переносят его значение на других. Больно может быть им самим, а как может быть больно, если не чувствуешь боли в данный момент? Никак. Детям до трёх-четырёх лет чужды абстрактные понятия. Поэтому детей 1-2 лет нужно обязательно учить общаться друг с другом: объяснять, показывать, перенаправлять внимание. Спокойно и с пониманием относиться к их поступкам – да, но не оставлять без внимания, иначе детская агрессия может принять угрожающие размеры. Равнодушие порождает бесконтрольность, а авторитарность – протест. Будьте малышу партнёром в его познании окружающего мира и людей.

Если поведение ребёнка приносит вред окружающим или предметам – нужно спокойно и мягко (или строго, если требуется) объяснить ему это, показать, как нужно и можно делать, предложить другие варианты. Не ругайте, а покажите, как можно и нужно играть с детьми, что с ними можно делать, как гладить, как трогать, как взять за руку и пригласить за собой. Если малыш отнимает игрушки и ровесников – научите его вариантам получить желаемое без вреда: можно обменяться игрушками, попросить их или подождать немного. Именно на собственном опыте, подкреплённом опытом взрослых, и строится поведение ребёнка.

Первое время, пока ребёнку 1-2 года, стоит гулять рядом с ним постоянно, не выпускать из виду. Малыш, осваивая искусство социализации, нуждается в постоянном контроле и помощи взрослого. Только контроль должен быть не тотальным, а ненавязчивым, партнёрским, только по мере необходимости. Гуляем с ребёнком и оцениваем обстановку: справится ли он сам, нужно ли ему сейчас помочь, подсказать, научить? В некоторых ситуациях стоит подойти и поговорить с детьми, чтобы предотвратить возможные детские ссоры, а в некоторых ситуациях ребята способны справиться самостоятельно.

Ещё стоит помнить о несовершенстве детской нервной системы: малыши до трёх лет импульсивны, обладают неустойчивым вниманием, легко переключаются (за исключением моментов, когда им что-то очень нужно или очень интересно – тут они проявляют завидное упорство). Они легко увлекаются и теряют интерес, быстро возбуждаются. Поэтому негативной энергии следует давать конструктивный и безопасный для окружающих выход, – если видите, что ребёнок «вошёл в раж» и не может спокойно играть, увлеките его подвижной игрой.

Для предотвращения детских ссор полезно проигрывать сложные ситуации: обставьте с помощью игрушек, как Мишка капризничает во время еды, как куклу Аню обижает Петрушка, как озорной Щенок отнимает вещи у детей, как кусает их и толкает в грязь. Роль непутёвого персонажа берите на себя вы, а малыш пусть берёт роль защитника или наблюдателя, – увидит, как больно и обидно бывает другим детям и игрушкам. Ребёнок примерит на себя другую роль – защитника и друга, – и увидит, что она гораздо лучше и приятнее: люди радуются, хвалят, улыбаются.

Следует помнить ещё одну важную вещь: собственный пример и поведение. Они для малыша – эталон во многом. Поэтому, если мы хотим, чтобы наши дети решали ситуации миром и умели общаться, нужно самим постараться разговаривать спокойно, не бить и не шлёпать детей, и все супружеские конфликты решать вдали от глаз и ушей детей. Иными словами, нужно постараться сделать всё возможное для предотвращения возможных конфликтов, – это лучше, чем постоянно разрешать их.

Метки: Рубрика: Воспитание ребенка

Другие записи о развитии ребенка:

обсуждение


оставить комментарий или два