Урок по русскому языку на главные члены предложения

Урок русского языка в первом классе: главные члены предложения

17th Июнь 2012     Автор: admin

Цель:
1. Развивать умение распознавать в предложении главные члены;
2. закреплять правописание проверяемой безударной гласной в корне слова;
3. развивать устную и письменную речь, орфографическую зоркость;
4. воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: карточки на тему «Золотая осень», «Золотой дождь»; опора «Текст»; таблица «Способы проверки безударной гласной»

Ход урока

I. Сообщение темы урока.

II. Минутка орфографической зоркости.

– Прочтите четверостишие И. Бунина и подумайте, о чём это стихотворение.
Лес, точно терем расписной,
Л…ловый, з…л…той, багряный,
В…селой, пёстрою ст…ной
Ст…ит над солнечной п…ляной.

- В каком значении употреблено слово «золотой»?

- Багряный, какой это цвет?
(Словарь «Ожегова»)

- Какой художественный приём использует автор, чтобы показать красоту леса?
- Сравнение.

- Каким стилем написано стихотворение?
- Художественным.

- Подумайте, на какое правило пропущены орфограммы?

У доски:
Есть в ос..ни первонач..льной
Короткая, но дивная п..ра –
Вес… день ст…ит, как бы хрустал…ный,
И лучезарны в…чера.
Ф. Тютчев.

Подчеркнуть главные члены предложения в третьей строчке.

- О какой дивной поре осени пишет поэт?
- как бы ты её назвал иначе?

* 1 группа пишет стихи по памяти на тему «Золотая осень»
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу…
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
А.Майков

Меж редеющих верхушек
Показалась синева.
Зашумела у опушек
Ярко-жёлтая листва.
А.Твардовский

Выделить безударные гласные в корне, подчеркнуть главные члены предложения.

III. Физкультминутка.

IV. Работа над текстом.

Исследовательская работа. Прочитайте две группы предложений. Где записан текст и почему?

а) Шла по лесу осень. Срывала с деревьев листья. Днём и ночью шумел в лесу золотой дождь. Деревья в листьях по колено стояли. Грибы под листьями вместе с шапками прятались. Воробьи в листьях купались. В звериные норы текли золотые ручьи. Все деревья надели осенние наряды.

б) Одна девочка ушла из дома в лес. Пришла кошка и заурчала. На огороде Ольга и Марина посадили укроп. Из банки вылезли три чёрных котёнка. Тёплой ночью серый ёжик гулял в лесу. Я люблю свою милую речку.

Ответы детей:
- первая группа предложений образует текст, потому что здесь предложения расположены в определённой последовательности;
- связаны между собой по смыслу;
- предложения текста связаны общей темой;
- этот текст может иметь заглавие.

Заглавие: золотой дождь, хоровод листьев и др.

- Соотнесите текст стихотворения с данным текстом.
- Что их объединяет?
- Тема.

Все: а) дополнить нужными из текста словами первые три предложения.

Шла … осень. Срывала … листья. Днём и … шумел в лесу … дождь.

В I и III предложениях подчеркнуть главные члены. Назвать слова с разделительным мягким знаком.

*I группа распространяет предложения;

б) под диктовку пишут все.
Деревья в листьях по колено стояли. Грибы под листьями вместе с шапками прятались.
Подчеркнуть главные члены предложения;

в) составить предложения из слов по данным схемам.
в, воробьи, листья, купались

в, ручьи, звериные, текли, золотые, норы.

1 группа. Творческая работа. Свободный пересказ.

г) Сравнение творческого текста «Золотой дождь» и текста, который составили дети 1 группы.

V. Домашнее задание.

1 группа. Мини-сочинение на тему «Золотая осень».

2 группа. Задание из учебника.

Приложение.

Текст 2 группы.

Золотой дождь.

Шла по лесу осень. Срывала с деревьев листья. Днём и ночью шумел в лесу золотой дождь. Деревья в листьях по колено стояли. Грибы под листьями вместе с шапками прятались. Воробьи в листьях купались. В звериные норы текли золотые ручьи. Все деревья надели осенние наряды.

Тексты 1 группы.

Золотой хоровод.

Шла по лесу волшебница осень. Она срывала с красочных деревьев разноцветные листья. Днём и ночью в сказочном лесу шумел золотой дождь. Деревья в листьях по колено стояли. Грибы под листьями вместе с шапками прятались. От увиденной красоты воробьи веселились и купались в листьях. Так они прощались с красавицей осенью, а в звериные глубокие норы осень заносила золотые подарки.

Сказочный дождь.

Шла по лесу сказочная осень. Она срывала с красочных деревьев осенние наряды. Светлым днём и тёмной ночью шумел в лесу золотой дождь.
Деревья в листьях стояли по колено. Грибы под листьями вместе с шапками прятались.
В этом лиственном хороводе больше всех веселились шустрые воробьи. Они купались в тёплых красивых листьях. А в звериные норы текли золотые узоры.

Рубрика: Конспекты уроков в начальной школе

Другие записи о развитии ребенка:

обсуждение


оставить комментарий или два