Готовимся к школе, настраиваемся на учебу

Готовимся к школе, настраиваемся на учебу

16th Август 2010     Автор: admin

Ваше чадо растёт не по дням, а по часам. Вроде бы только недавно радовались первой улыбке, умилялись первому зубику, наслаждались непоседливостью, первыми шагами. Просили помолчать «хоть пять минут» (нет сил от вечных «почему» и «зачем»). И «неожиданно» солнышко выросло – скоро в школу.

Уверена, что ни один родитель не желает своему ребёнку плохой успеваемости или тяжелой адаптации. Поэтому к школе начинают готовиться заранее, чтобы будущий первоклассник умел «и читать, и писать, и стихи сочинять».

Подготовка к школе

А так ли это необходимо? И как лучше и легче подготовить ребёнка к школе, как с образовательной, так и с психологической стороны?

Создаем привлекательный образ школы

Для начала – остановитесь! Не нужно паники и желания научить кроху всему и сразу! Готовимся к школе только постепенно, «с чувством, с толком, с расстановкой». И с удовольствием!

Важно НИКОГДА не говорить НИЧЕГО ПЛОХОГО о школе, об учителях, о системе образования вообще. Хотя бы в присутствии ребёнка. Ведь будущий первоклассник интуитивно чувствует настроение родителей и уж потом никаким калачом его не заманить в школу. Сильно приукрашать и рассказывать сказки о невероятно интересной жизни в школе тоже не стоит. Нужно разжечь любопытство и подогреть интерес фразами: «Вот пойдёшь скоро в школу…

  • узнаешь еще больше»
  • научишься»
  • познакомишься»
  • повзрослеешь» и т.д.

Всё зависит от ситуации и мечтаний вашего малыша.

Конечно, отвечать так на все вопросы любознательного карапуза не получится, да и не нужно. А вот загадочно-заманчивый образ «школы новых открытий» создаём. Процесс этот не однодневный, но крайне необходимый. Иначе стресс (а любые изменения для ребёнка – это стресс) может перерасти в хроническое «не хочу» на ближайшие десять (ох, одиннадцать) лет.

В преддверии школы ребенка нужно к этому подготовить

А разве это кому-нибудь нужно? Поэтому психологи рекомендуют не только учить буквы-цифры, но и вести тщательную моральную подготовку. Итак, готовимся к школе.

Самостоятельность и дисциплина

Самодисциплину хорошо тренирует детсад (если будущий первоклассник, конечно, его посещает). Там и одежда «учится складываться» аккуратно, и тапочки стоят на месте, и игрушки в «своих домиках». Остаётся только договориться с крохой о таком же порядке и дома. Если же малыш «домашний», то доверьте ему следить за порядком не только на своей полке, но и на папиной. Или регулярно устраивайте соревнования – кто быстрей оденется или аккуратней сложит вещи. Главное – с частыми похвалами, с улыбкой.

Порядок и чистота должны быть и на рабочем месте ребёнка (оно обязательно должно быть!). Пусть это маленький пока еще столик со стульчиком, но личный! И следить за ним будет только малыш. Он там рисует, читает, собирает конструктор, играет. За столиком и начинаем первые уроки. Помните, они должны быть не больше 10 – 15 минут (а для начала хватит и 5). Главное, постепенность и регулярность. Видите, что малыш перевозбуждён, научите, как немного успокоиться и настроиться на работу. Например, глубокий вдох, глубокий выдох, подняли ручки вверх, резко опустили, прогнали «капризулю» и сели на стульчик.

Играем-привыкаем

Ваша цель – не заставлять его хоть что-то делать, а приучить к тому, что нужно заниматься за столом, не отвлекаясь на телевизор, на птичку в окошке, на мамин мобильный. Ведь совсем скоро в школу, а на уроках не до баловства. И ни в коем случае не совмещайте занятия с «готовкой-стиркой-уборкой». Можно (даже нужно) распределить уроки между членами семьи – готовимся к школе все вместе. Например, с папой проводить опыты по природоведению, физике, химии и т.д. С бабушкой заниматься музыкой (на коробках, банках, ложках). С дедушкой – физкультура и «труд», ну а с мамой – всё остальное.

Можно и соревноваться за звание лучшего преподавателя, и приучать малыша к школьному режиму. Время от времени стоит меняться ролями, чтобы ваш непоседа побыл учителем, а вы – непослушным учеником. Готовимся к школе в игровой форме, с юмором обсуждаем все «острые углы» во взаимоотношениях учитель-ученик. «Ролевые игры» – это всегда и интересно, и полезно. Только не «дрессируйте» будущего первоклассника. Уроки около 10 минут и хвалить, хвалить и еще раз хвалить! И не увлекайтесь большим количеством знаний, не пытайтесь вырастить гения. Наша цель – только азы, немного логики и психологическая подготовка к учебному процессу.

На прогулке (ведь иммунитет закалять нужно) можно потихонечку наблюдать, сравнивать, считать, запоминать детали, классифицировать, выбирать главное, воображать и просто разговаривать. Например, в облаке можно увидеть медведя, посчитать «точечки» на божьей коровке и отпустить «её на небо», сравнить листочки березы и ивы, найти вокруг все предметы красного цвета, или названия которых начинаются с буквы А, или форма которых напоминает прямоугольник… Одним словом, не лениться, а как можно больше общаться с любимым чудом.

Для тренировки памяти и умения анализировать полезно ввести планирование и подведение итогов дня, недели, месяца. Каждый вечер или утро вместе с будущим первоклассником составляйте список всех предстоящих дел завтрашнего дня. Например:

  • зарядка
  • завтрак
  • занятия
  • прогулка
  • обед
  • сон
  • прогулка
  • водные процедуры
  • ужин
  • сон

Напротив каждого пункта пусть карапуз рисует картинку, чтобы ему было понятнее. А по ходу дня он может и сам вычёркивать пройденное. Так же можно планировать и на неделю. Например, понедельник – урок математики и прогулка на большой желтой детской площадке; вторник – урок рисования, поход в гости к бабушке и т.д. На месяц – еще более глобально. Таким образом, малыш знакомится с днями недели, с количеством недель в месяце и воспитывает в себе выдержку, так как на выходные обычно планируется более интересные мероприятия, а ждать мало кто умеет.

А вечером, за семейным ужином подводим итоги дня всей семьёй: что успели сделать, что узнали нового, чему научились, что видели, как прошёл день у папы. Так будущий первоклассник развивает память, учится анализировать, выбирать главное, слушать собеседника, грамотно и связно строить свой рассказ. Все эти навыки и являются основами подготовки к школе.

Знакомство со школой

Большую роль в отношении ребёнка к учёбе и школе играет первый учитель. Не зря же многие из нас до сих пор с трепетом вспоминают свою первую классную руководительницу. Сейчас есть возможность выбирать не только школу, но и учителя. Поэтому, нужно заранее посетить школу и познакомиться с «классной мамой». Если на вас произвело хорошее впечатление общение с ней, то пора познакомить и малыша (хотя, какой же он уже малыш? Первоклассник!). Пройдитесь вместе по школе, посидите за партой, расскажите о реальностях школьной жизни, но, не приукрашая и не нагнетая страхов…
И тогда ребёнку будет значительно легче «войти» в учебный процесс, в школьный коллектив, в новый этап своей уже почти взрослой жизни.

Автор: Инна Ризаева

Метки: Рубрика: Дети в саду и школе

Другие записи о развитии ребенка:

обсуждение


оставить комментарий или два