Готовность ребенка к детскому саду?

Готовность к детскому саду

3rd Апрель 2011     Автор: admin

Если у родителей есть возможность не отдавать в детский сад малыша по достижению полутора-двух лет ввиду потребности выйти на работу, то они стараются оставить его дома хотя бы до трёх-четырёх лет. В этом есть определённый резон. Хотя, как показывает практика, готовность ребёнка к детскому саду зависит не сколько от возраста, сколько от собственного характера и семейного воспитания.

готовность ребенка к детскому саду

Не стоит без большой необходимости отрывать от родителей ребёнка до двух с половиной – трёх лет. Такие малыши, бывает, довольно легко привыкают к детскому коллективу и новым правилам, но в большинстве своём всё же довольно болезненно переносят разлуку с мамой. Детям до 2,5-3 лет родители (и особенно мама) очень нужны, – потребность в общении со сверстниками ещё не очень высока, а вот потребность в ласке и заботе гораздо выше. Как узнать, готов ребенок к детскому саду или пока нет?

Признаки, на которые стоит обратить внимание

1. Готовность семьи к этому шагу – отдать ребёнка в детский сад. Если для вас это – не досадная, тяжёлая необходимость, а осознанный выбор с понимаем того, что ребёнок вырос, выросли его потребности в общении, движении и познании. Тогда переход к новому уровню дастся вам всем гораздо легче.

2. Социальная и физическая готовность ребёнка к детскому саду: умение одеваться и раздеваться (с небольшой помощью), есть ложкой/вилкой и пить из чашки, садиться на горшок и обращаться ко взрослому за помощью.

3. Интерес ребёнка к другим людям. Как малыш реагирует на незнакомых и малознакомых детей? Как он относится к обществу сверстников? Если он равнодушен или проявляет пассивный интерес к ровесникам – это норма для детей до полутора-двух лет. Если замкнут и молчалив на детской площадке, или тянет маму в свободный от детей уголок – он не готов социально.

4. Готовность ребёнка оторваться от мамы. Обратите внимание, как ребёнок реагирует на ваши отлучки, кратковременные и довольно долгие? В принципе, к двум-двум с половиной годам ребёнок способен оставаться с родными или хорошо знакомыми людьми, в привычной обстановке, на несколько часов. А если двухлетний малыш контролирует каждое ваше перемещение и хватает вас за руку при попытке выйти в другую комнату, то можно предположить излишнюю привязанность.

Как помочь ребенку

Двухлетние человечки очень активны и любознательны, они активно познают окружающий мир, редко бывают осторожны и осмотрительны, гораздо чаще доверчивы и очень подвижны. Всё это приводит к тому, что эти самые человечки активно тянутся друг к другу – ровесникам и более старшим детям. Если этого не происходит, то адаптация в детском саду может немного затянуться. Возможных причин такой привязанности несколько:

- Возможно, по типу темперамента малыш – меланхолик: тревожный, осторожный, эмоциональный. Такие дети предпочитают стабильность в обстановке и очень привязаны к близким людям. Что делать? Постепенно готовить его к походу в детский сад: сдвигать режим в сторону детсадовского, скорректировать меню питания. А также систематически, спокойно и доброжелательно, рассказывать ребёнку о детском садике – что его там ждёт, подготовить игрушки, одежду, вещи, которые он хочет взять с собой, рассказывать о детях и воспитателях. Тогда переход станет более ожидаемым и лёгким.

- Ранее пережитый ребёнком стресс: неожиданная или долгая разлука с мамой, напугавшие его незнакомые люди, госпитализация или частые визиты в поликлинику, и так далее. Что делать? Постарайтесь поместить малыша в такую обстановку, в которой пугающие его предметы или люди станут позитивными и неопасными. Если он увидит, что люди в белых халатах – не обязательно врачи, а врачи не всегда делают уколы, что в поликлинике можно ещё и играть, читать и знакомиться, то непривычная обстановка будет пугать гораздо меньше.

- Неготовность самой мамы расстаться с ребёнком. Довольно часто бывает, что именно мама боится отдать малыша чужому человеку, расстаться с ним на несколько часов, выпустить из-под своего контроля, лишить своей заботы. Мама (или папа, или семья в целом) боится, что малышу не будет так хорошо в детском саду, как дома. И малыш воспринимает эту точку зрения подсознательно, как само собой разумеющееся, – ведь другой точки зрения он не знает. А близкие люди тревожатся, – значит, случится что-то плохое…

Что делать? Готовиться морально. Учиться доверять ребёнку, дать ему возможность пожить своей собственной маленькой жизнью со своими собственными маленькими ошибками и горестями. Учиться понимать, что малыш растёт и рано или поздно станет полностью самостоятельным, а семья не сможет отвечать его потребностям. И лучше ему учиться жить и общаться раньше, чем позднее навёрстывать упущенное. Лучшие детско-родительские отношения – это партнёрство, основанное на взаимоуважении и взаимодоверии.

- Малыш не имеет опыт общения с другими детьми и взрослыми. Бывает, что малыш часто болеет или по любой другой причине его семья редко принимает гостей, избегает детских коллективов. Тогда ребёнок волей-неволей завязан на внутрисемейном общении и не имеет навыков общения с посторонними. Или предпочитает общаться со взрослыми, а детей избегает.

Что делать? С самого раннего возраста общаться с людьми, бывать в разных местах. Будут и болезни, и ссоры, и обиды и драки, – этого не избежать. Но это можно и нужно использовать на пользу себе и ребёнку: учить разговаривать и ладить с детьми, учить играть вместе и по отдельности, учить налаживать контакты, избегать конфликтов и разрешать их. Учить общению малыша и учиться самому, – потому что у открытых и коммуникабельных родителей бывают обычно открытые и коммуникабельные дети.

готов ли ребенок к детскому саду

А если у вас и вашего малыша всё хорошо, то сходите вместе на экскурсию в детский сад, познакомьтесь с воспитателем и группой и… И смело выпускайте маленькую ладошку, – ведь вечером она снова будет в вашей руке.

Желаю вам позитивного детсадовского опыта!

Автор: дошкольный педагог-психолог Наталья Лесных.

Метки: Рубрика: Дети в саду и школе

Другие записи о развитии ребенка:

обсуждение


оставить комментарий или два