Готовность ребенка к школе

Готовность ребенка к школе

12th Апрель 2011     Автор: admin

«Пора отдавать ребёнка в школу». По возрасту – да, пора. Как узнать, готов ли к школе сам ребёнок?

Прежде всего, обратите внимание на физические данные ребёнка. Чаще всего физическое развитие соответствует внешнему: то есть, если ребёнок на голову ниже ровесников и выглядит на год-два младше их, физически слаб и малоактивен, быстро устаёт и часто отвлекается, то, скорее всего, ему учиться будет труднее, и лучше было бы переждать ещё год – подрасти и окрепнуть, подготовиться к школьной нагрузке.

готовность ребенка к школе

Гораздо легче даётся переход от дошкольного к школьному периоду детям рослым, крепким, активным и выносливым. Разумеется, эта оценка субъективная и не имеет значения, если родители ребёнка не отличаются высоким ростом и крепким телосложением. А неготовых к школьному обучению детей бывает достаточно и среди рослых детей.

Второй признак: интересы ребёнка. За последние два года (с пяти лет примерно) они обычно изменяются: от подвижных игр ребёнок переходит к ролевым играм и общению с ровесниками или старшими детьми, то есть начинается бурное социальное развитие. Девочки и мальчики повторяют поведение и интонацию своих родителей и других взрослых, активно «женятся» и «разводятся», «рожают» и «зарабатывают деньги», то есть привносят в повседневную жизнь социальный опыт.

Ребёнок, с двух до шести лет упорно играющий в одни и те же машинки или упорно отказывающийся от общения, скорее всего «задерживается в детстве». Это небольшая задержка социального развития (не путать с общей задержкой психического развития). Она может пройти за лето, а может и помешать ребёнку продвигаться вперёд: добиваться результатов на уроках, взаимодействовать с учителем и одноклассниками. Такому ребёнку, если есть возможность, лучше всего тоже немного повременить с обучением. За год в подготовительной группе ребёнок снова пройдёт этап социального развития, побудет в знакомой стабильной обстановке, а заодно ещё немного подрастёт, что даст ему больший вес и авторитет в группе.

Третий признак – мотивация. Хотя стоило его, наверное, поставить первым. Потому что без мотивации к нему обучение не имеет смысла. Мотивация – желание ребёнка учиться. Если человек желает чего-то добиться, он обязательно этого добьется – сокрушит преграды, преодолеет трудности. Начиная с четырёх-пяти лет дети активно тянутся к обучению: повторяют за старшими, выспрашивают, наблюдают, учатся. Ребёнок шести лет уже знает, что через год пойдёт в школу и, как правило, хочет этого. Если шестилетка хочет учиться, узнавать новое, общаться с одноклассниками и учителями, добиваться успехов и способен ради этого пожертвовать свободным временем и подчиниться правилам – то можно сказать, что мотивация у него есть.

А если шестилетний человечек почти не изменился за последний год в своём поведении и развитии, если он хочет пойти в школу только для того, чтобы не спать в детском саду, чтобы получить новый портфель и мобильный телефон, если он считает, что в школе только слушают учителя и играют с друзьями, то можно сказать, что мотивации у него пока нет. К семи годам ребёнок должен хорошо понимать, что пришла пора учиться, а учиться – это значит стараться, добиваться и отвечать за свои действия. Итак, если ребёнок понимает значение роли ученика и роли учителя в школе, если хочет учиться, и если способен пожертвовать своим «хочу» ради обучения – у вас, безусловно, высоко замотивированный ребёнок. Такие встречаются редко, правда. Чаще мотивация приходит только к концу первого года, иногда – к концу начальной школы. Но бывает, что не приходит совсем.

Посмотрите, – если вашему ребёнку больше нравится играть с ровесниками, если он не тянется к старшим детям, если ему интереснее игрушки и подвижные игры, то, возможно, его стоит ещё немного подержать в детском саду, постепенно готовя к новой роли и нагружая посильными заданиями.

Это, то есть ответственность, и есть четвёртый признак для будущего школьника. Умение отвечать за свои поступки. Если раньше ответственность за ребёнка несли взрослые, то теперь она распределяется примерно пополам. Теперь именно школьнику предстоит вставать по утрам, готовить с вечера портфель, делать уроки, выполнять задания учителя и нести максимальную ответственность за меру выполнения. В первые год-два не так важно качество выполнения ребёнком обязательств (всё равно многое будет зависеть от родителей на первых порах) – важно именно понимание ребёнком того, что теперь это его обязанности, а не родительские, то есть осознание им нового этапа свое жизни – это говорит о его социальной зрелости. Если ребёнок не привык до семи лет к чувству ответственности, то в школе ему придётся сложно.

Немаловажна такая функция как внимание ребёнка. Что требуется от будущего школьника:
- умение внимательно выслушать данное ему задание и повторить его,
- умение выполнить задание до конца самостоятельно или с небольшой помощью,
- высидеть на месте 30-35 минут, выполняя задание,
- умение замечать свои ошибки и самостоятельно (или с небольшой помощью) исправлять их,
- умение сделать вывод из ошибок и слов других людей (одноклассников или взрослых), чтобы не допустить тех же ошибок в своей деятельности.

Но при всём этом, дорогие родители, не забывайте, что первые полгода первоклассники – те же дошкольники: непостоянные, непосредственные, обидчивые, быстро утомляются и часто отвлекаются, забывают учебники и тетрадки и предпочитают школе подвижные игры и телевизор. Готовность к школе приходит, как правило, в школе, как говорят учителя начальных классов. И всё это вам предстоит преодолевать вместе, рука об руку. Успехов!

Автор: педагог-психолог Наталья Лесных.

Метки: Рубрика: Дети в саду и школе

Другие записи о развитии ребенка:

обсуждение


оставить комментарий или два