Конспект урока «Человек и мир», 2 класс

Конспект урока «Человек и мир», 2 класс. Тема: Воздух – необходимое условие жизни. Свойства воздуха.

21st Август 2012     Автор: admin

Цель:

1) сформировать у детей представление о воздухе и его свойствах;
2) закрепить знания о воздухе и природе;
3) воспитывать любовь к природе;
4) развивать наблюдательность, внимание, мышление.

Оборудование: запись Грига, иллюстрации озера, моря, стакан с водой, кусочек мела, резиновая груша.

Ход урока.

Звучит музыка Грига.

Учитель: Прислушайтесь, и вы услышите тихий журчащий ручеёк в лесной глуши, из которого пьют воду маленькие животные, лесные птицы. Это и озерцо, и живой источник, который даст начало речке. Всё это можно назвать одним словом: вода. А почему говорят, что это – «живительный источник», почему «Вода – краса всей природы!»?

Ученик (маленький хулиган): Ха-ха! Краса! Как бы ни так, да где же она, ваша краса? Ишь что придумали! Это в кране-то краса: бесцветная, безвкусная? Придумали тоже. Вот сейчас вашу красу выпущу из крана, открою только – и зальёт вас всех, и поплывёте вы в дальние страны, за моря, океаны.

Учитель: Да ты постой. Не шуми! И быстренько закрой кран. Ведь вода – это сила и богатство Земли нашей. И вообще, откуда ты такой взялся?

Ученик: Да как откуда? Я-то здешний. А вы много знаете, что ли?

Учитель: А ты вот послушай, да вместе с нами поразмысли, о чём скажут ребята. Ребята, посему же «Вода – краса природы»?

Рассуждения и ответы ребят:

- Да потому что мы видим её повсюду: «…и в тихой речке, подёрнутой туманом, и в глубине озера, по которому большими белыми корабликами плывут гуси, в синем море, где режет волны быстроходный глиссер».
- Ты говоришь, в кране какая краса? Да ведь она в тонкой холодной струе воды, который ты и я, и мы по утрам умываемся. Это она, эта струйка воды даёт нам заряд бодрости на целый день. Краса во всём, что связано с водой в природе.

Ученик (хулиган): Да, я многое теперь понял…

Учитель: А раз понял, то включайся вместе с нами в работу. Мы с вами уже многое знаем о воде: её состоянии, свойствах, использовании человеком и так далее. А как и что мы знаем, сейчас посмотри. С вами, ребята, проведём круговой зачёт по вопросам, которые вам зададут (1 группа учеников задаёт вопросы, а 2 группа – отвечает, и так передвигается по кругу).

Вопросы:
1. Назови три состояния воды.
2. Перечисли свойства воды.
3. Что такое конденсация?
4. Как очистить воду от песка?
5. Какую часть занимает вода на земной поверхности?

Учитель: А мы обратимся к иллюстрациям. Вот озеро нас ожидает. А что же это такое, озеро? А какое самое большое озеро в нашей стране? А вот и море… Что мы знаем о море? А почему Каспийское море можно назвать большим озером? Докажите. А почему назвали «Мёртвое море»? Какая же вода в море и озере? Где и как используется вода человеком? А вы какую воду пьёте?

- Давайте послушаем, какие свойства и состояния воды бывают. Слушайте и проверяйте сами себя (первый ученик зачитывает вопросы, а второй отвечает, 4 работы проверяет учитель).
- Вода – это «живительный источник». А что на ваш взгляд ещё не менее обходимо для жизни?
(Рассуждения ребят).

- Вот мы с вами и проведём небольшую исследовательскую работу на основании тех знаний, что мы имеем о воздухе, и получим новые, да поговорим о том, что бы вы ещё хотели узнать.

Итак, рубрика «Что мы знаем?»

А помогут вопросы (ответы и рассуждения ребят).

- Для чего нужен воздух?
- Кому нужен воздух?
- Что может загрязнять воздух?

Вывод: воздух должен быть чистым.

- Вся наша планета Земля окутана прозрачным слоем – воздухом. Мы его обычно не замечаем. Но если он вдруг исчезнет, мы сможем прожить всего несколько секунд. И этот слой воздуха толщиной более 1000 километров называется атмосферой.

Воздух совсем не мешает нам передвигаться: он расходится перед нами и сразу занимает то место, которое мы освободили. Но если передвигаться в воздухе быстро, он не успеет расступиться и его можно почувствовать. Вспомните, как что-то давит на ладонь, если высунуть её в окно поезда или машины.

- Что же мы узнаем?
Мы говорим: «Воздух, воздух…» А вы видели воздух?

Идёт дискуссия, если ребята говорят «да», тогда учитель просит показать его, дать на него посмотреть. Если «нет», тогда может его нет? Ребята рассуждают, доказывают и приходят к выводу: а чем мы дышим, мы дышим, а значит, живём, и наоборот.

- Да, действительно, воздух вокруг нас, но мы его не видим. А посмотреть так хочется! И помогут нам в этом – опыты!

1 опыт.
Возьмём кусочек мела. Как вы думаете: в нём есть воздух? (Рассуждения ребят). Опустим его в стакан с водой. Что мы видим? (Пузырьки). Это и есть воздух.
Значит, воздух заполняет все промежутки, трещинки и щёлки в предметах.

2 опыт.
Наконечник резиновой груши опускаем в стакан с водой. Сожмём грушу. В воде появились пузырьки. Что это?
Можно услышать, как шумит воздух.

3 опыт.
Направим наконечник резиновой груши на ладонь и быстро сожмём её. Вы услышали шум, а ладонь почувствовала прикосновение невидимого тела. Какого? А ну-ка, пусть теперь каждый ощутит это. Поставьте перед собой ладошки, дуньте. Вот вы и почувствовали… Вы можете услышать, как ветер задул в трубе и свистит во всякой щели дома. Что же такое ветер? (Рассуждения ребят).

- Да, это воздух, который двигается, бежит с места на место.
- Так вот, ребята, от направления ветра и высоты солнца зависит погода. Мы с вами ежедневно наблюдаем за погодой. Как же ветер повлиял на погоду со вчерашнего дня? Он принёс нам холод или тепло?
(Дети рассказывают о наблюдениях за погодой вчерашнего дня).

1 ученица зачитывает сочинение по теме.

Воздух распространяется во всех направлениях, поэтому и нет определённой формы. Это показывает, что он – газообразное тело. Как вы думаете, а имеет ли воздух цвет? (Не жёлтый, не красный).
- А он прозрачен или нет? (Раз мы видим друг друга).
Но и запаха тоже не имеет. Он может насыщаться запахом цветущей сирени и так далее.
Итак, воздух бесцветен, прозрачен, без запаха.

4 опыт.
Если отверстие груши плотно закрыть пальцем, то сжать её трудно. Почему? (Там находится воздух). Занимает объём. Это ещё одно свойство воздуха. Попробуйте сжать. А как легко сжимается, если отверстие открыто.
- А знаете ли вы, что воздух так же имеет массу?
Представьте две резиновые камеры от мячей. Если положить их на чаши весов, будут ли весы в равновесии? А если одну камеру накачать? Значит, воздух имеет массу.
Итак, что же мы узнали?
Воздух – невидим, прозрачен, бесцветен, безвкусен, имеет объём, имеет массу.

- А вот наши любознательные ученики 1 группы специально для вас подготовили сообщения. Знаете ли вы, что воздух прокладывает себе дорогу? Тогда послушайте…
1 ученик: Если долго надувать воздушный шарик, он лопнет, потому что воздух будет сильно расширять его изнутри.
2 ученик: Когда парашют опускается, воздух под ним распирает купол, поддерживая его, так что снижение происходит плавно.

А ещё задержанный воздух сохраняет тепло. Как это?
3 ученик: Воздух, задержавшийся в вещах, сохраняет тепло. Шерстяная одежда сохраняет тепло, потому что шерсть состоит из волокон, задерживающих много воздуха.
4 ученик: Птицы взъерошивают свои перья зимой, чтобы захватить ими воздух и сохранить тепло.

Учитель: А теперь мы будем с вами в роли маленьких исследователей. Вы работаете в парах, перед вами лежат тесты, вам же остаётся определить на основе полученных знаний, какие свойства относятся к воздуху и к воде. Внимание: есть ловушки, поставьте возле них плюс.

Тест.

Выберите правильное утверждение:
1) Бесцветный (ая), голубой(ая), имеет цвет.
2) Имеет запах, не имеет запаха.
3) Мутный(ая), непрозрачный(ая), прозрачный(ая).
4) Безвкусный(ая), сладковатый(ая), горьковатый(ая).

- Что же мы видим? Есть свойства, которые совпадают как у воздуха, так и у воды. О других свойствах мы поговорим на следующих уроках.
- Куда бы мы ни пошли, куда бы ни поехали по воде или по суше, как бы высоко ни поднялись в небо на самолёте, как бы низко ни спустились в шахту – везде есть воздух.
- О чём бы вы хотели узнать?

Вопросы ребят: Есть ли воздух в космосе? Почему ветер дует?..

Домашнее задание:
- Любознайки, вам найти, что происходит с воздухом при нагревании, при охлаждении. А мы готовим тему: «Воздух вокруг нас и его свойства», а может кто-то из вас получит новое свойство воздуха.

Рубрика: Конспекты уроков в начальной школе

Другие записи о развитии ребенка:

обсуждение


оставить комментарий или два