Конспект занятия по литературному чтению в первом классе

Конспект занятия по литературному чтению в первом классе

25th Июнь 2012     Автор: admin

Тема: И. Тургенев «Воробей»

Программное содержание: познакомить с содержанием рассказа, работать над изобразительными средствами, художественными образами; воспитывать бережное отношение к своим родителям, умение любить и дарить любовь людям.

Материал: выставка книг И. Тургенева, М. Горького, иллюстрации воробья, «Словарь» Ожегова, текст стихотворения Л. Койдула «Есть светлый на земле приют», цветная бумага (красная и белая), ножницы, клей.

Ход урока

I. Подготовительная работа (минутка размышлений).

а) Эпиграф урока (записан на доске).
«Любовь, дума я, сильнее смерти и страха
смерти. Только ею, только любовью
держится и движется мир».
И. Тургенев

Учитель: Я думаю, что эти слова станут эпиграфом нашего урока, потому что столь глубокого смысла и значения этого слова просто трудно подобрать. А поможет нам понять и почувствовать всю значимость и силу этого чувства рассказ И. Тургенева «Воробей» и не только…

К этим словам И. Тургенева мы будем возвращаться на протяжении всего урока:

а) Любовь (лексическое значение слова).
1. Высказывания детей.
2. Толкование в «Словаре» Ожегова.

б) Какая бывает любовь? (Сыновья, материнская, родительская, взаимная, горячая или безответная любовь.)
(Все высказывания детей учитель записывает на доске.)

II. Знакомство с содержанием рассказа «Воробей».

а) Словарь: благоговеть – относиться с уважением, с величайшим почтением.

б) Задание перед восприятием рассказа.
1. О какой любви идёт речь в рассказе? (Используя записи на доске).
2. Найти в тексте словарное слово и поупражняться в его произношении (благоговеть).

в) Проверка заданий.
1. О какой любви говорится в рассказе? (О материнской.)
2. Заменить в предложении слово благоговеть его значением (относится с уважением, с глубочайшим почтением … с любовью).

III. Работа по содержанию рассказа.

а) самостоятельное чтение.

Задания по группам:
1 группа – деление на части и составление плана.
2 группа – выделить место, где описано противостояние воробья собаке.
1 группа – возможные варианты составления плана:

План

1 вариант
1. Возвращение с охоты.
2. Встреча собаки и воробья.
3. Сила родительской любви.

2 вариант

I. Завязка.
II. Основная часть.
1) Беспомощность воробья.
2) Сила родительской любви.
III. Развязка

2 группа зачитывает места, где описано противостояние воробья и собакою
- Каким описывается воробей? (Старый, черногрудый.)
- Какой по сравнению с ним казалась собака? (Громадное чудовище.)
- Как оказался воробей рядом с собакой? (Камнем упал, он ринулся спасать, он заслонил собою…)
- Зачитать, как чувствовал себя воробей в этот момент. («Маленькое тело трепетало от ужаса, голосок охрип, он замирал, он жертвовал собою…»)
- Как сказать по-другому, как выразить его внутреннее чувство в этот момент? (Ему было страшно.)
- Но что же им двигало? (Чувство ответственности, любовь, любовь к своему детёнышу.)
- И за это как автор в конце рассказа называет воробья? (Маленькой героической птицей.)
- Как понимать слово «героической»? (Высказывания детей и объяснение в «Словаре» Ожегова.)
- Исходя из толкования слова героический, правильно и И. Тургенев назвал, сделал вывод о своём герое? (Соотнесение лексического значения слова с выводом.)

IV. Обобщение рассуждений.

Любовь – это чувство, идущее из самой глубины сердца. Это чувство присуще и птицам и животным, но в самой высшей степени – человеку. Сердце ликует от радости любви и от того, что может дарить эту любовь людям.
Чтение стихотворения Л. Койдула «Есть светлый на земле приют»
Учитель: Я хочу, чтобы ваши маленькие сердечки не только принимали любовь, но и смогли дарить её другим: друг другу, родителям, всем, кто вас окружает. Дарить через добрые слова, добрые дела, добрые поступки.

V. Минутка отдыха.

Изготовление из цветной бумаги сердечек: два необходимых кружочка, заранее вырезанных, складываются пополам и склеиваются так, чтобы получилось сердечко.

- Пусть эти изготовленные сердечки послужат настоящим символами любви ко всему, что вас окружает, а вы сможете наполнить их словами любви (в прозе и в стихах) к близкому, любимому вам человеку. А может выразить своё отношение к старому воробью или дать совет молодому воробышку (например, беречь сердце своих родителей).

(Изготовленные сердечки приклеиваются на страничку литературной тетради и дома заполняются словами любви.)

Учитель: Самая верная, самая прекрасная родительская любовь. Об этом мы не раз читали.

- Какое произведение другого автора напоминает вам этот рассказ? (М. Горький «Воробьишко».)

Работа в парах: сравнить ответы на вопросы по рассказу М. Горького «Воробьишко» и И. Тургенева «Воробей».

Предлагаемые вопросы:

1. Каким был маленький воробьишко в рассказе И. Тургенева и м. горького?
2. Что подвело воробьишку, почему он выпал из гнезда? (В одном и другом рассказе.)
3. Кто и как защищал их? (Зачитать в одном и другом рассказах.)

- Вот видите, ребята, на что способна огромная родительская любовь!
Мы видим, что воробьи всегда защищают своих детёнышей. Но ведь в жизни мы можем наблюдать и других животных. Курица всегда защищает цыплят, гусь – своих гусят, индюшка – индюшат, тетерев – тетеревят (см. рассказа И. Тургенева «На охоте»).

Вывод: материнское сердце многое может: может радоваться и страдать, может принимать обиды своих детей и не помнить о них, оно всегда способно согреть, помочь, защитить, потому что есть в нём великая любовь к детям, а любовь (ученик читает эпиграф урока с доски)… сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

- Давайте помнить об этом!

VI. Домашнее задание (по группам).

1. Составить картинный план.
2. Наполнить изготовленные сердечки словами любви к ближнему человеку или выразить своё отношение к старому воробью, дать советы молодому воробышку.
3. Написать отзыв о рассказе.

Рубрика: Конспекты уроков в начальной школе

Другие записи о развитии ребенка:

обсуждение


оставить комментарий или два