Леворукость у детей

Леворукость у детей: как распознать и стоит ли переучивать

4th Декабрь 2013     Автор: admin

Феномен «леворукости» у детей, «левшества» известен с давних пор – и, по большей части, печальным образом. Ведущая роль левой руки испокон веков считалась врожденным нарушением, которое следует исправить путем постоянного одергивания и корректирования «неверных» движений.

Начиная с детского сада, леворукий ребенок привлекает к себе внимание родителей, педагогов, психологов, и очень часто благие намерения помочь малышу оборачиваются проблемами в будущем.

Ученые не обладают исчерпывающей информацией о причинах леворукости и о влиянии ее на развитие ребенка. Однозначно утверждается связь левшества и особого строения головного мозга, однако более точные и пространные выводы сделать сложно.

Как узнать, что ваш ребенок – левша?

Ученые утверждают, что определить, какая сторона, левая или правая, будет ведущей, можно уже начиная с 17 дней жизни ребенка. В это время формируется тонический шейный рефлекс и ребенок способен принимать «позу фехтовальщика». Если головка малыша повернута вправо, конечности правой руки и ноги выпрямлены, а левой – согнуты, то, скорее всего, ваш ребенок будет правшой.

На протяжении всего периода младенчества, наблюдая за игрой ребенка, можно заметить, что одна рука у него более активна, чем другая: он ей хватает игрушки, машет в сторону взрослого и т.д. Если вы это заметили, то также можете для себя сделать вывод о ведущей руке малыша.

В то же время не следует полностью полагаться на факт правшества/левшества, выявленный таким образом. Дело в том, что головной мозг ребенка на протяжении всего детства находится в активном становлении, в ходе которого роль ведущей руки занимает то левая, то правая – и так до 4-5 лет. Только в таком возрасте становится ясно, левша ваш ребенок или правша.

Фактор ведущей руки будет развиваться и дальше – движения будут становится более дифференцированными и точными, однако маловероятно, что сам факт левшества или правшества изменит свою направленность.

Как определить ведущую руку?

Существует несколько простых методик, которые быстро и достаточно точно позволяют установить ведущую руку не только у ребенка, но и у взрослого.

• Попросите вашего ребенка переплести пальцы обеих рук и посмотрите, как лег большой палец. Если сверху оказался большой палец правой руки, то ваш ребенок – правша, и наоборот.

• Предложите ребенку «стать Наполеоном»: скрестить на груди обе руки. У правшей правая ладонь будет лежать сверху – на предплечье левой руки.

• Похлопайте вместе с ребенком в ладоши. У правшей правая рука более активна и ложится сверху.

Кроме этого, вы можете предложить ребенку выполнить несложное задание, требующее координации рук – например, открыть коробок спичек, открутить пробку, вырезать фигурку из бумаги. При таких занятиях ведущая рука занимает более активное положение: вытаскивает коробок, вертит бутылку, поворачивает ножницы или изображение, а неведущая при этом «помогает», придерживая предмет.

Интересным тестом на определение ведущей руки является рисунок. Предложите ребенку нарисовать то, что ему нравится. Сначала ведущей рукой, а потом неведущей. Он может отказываться рисовать и говорить, что не умеет. Действительно, выполнение сложных действий неведущей рукой может причинять некоторый дискомфорт. Однако убедите вашего ребенка это сделать – и различия между изображениями вас поразят. Обычно при рисовании неведущей рукой искажаются размеры, форма и пропорции рисунка, кроме этого неведущая рука имеет более слабый мышечный тонус, что и проявится в меньшем нажиме карандаша на бумагу, в размазанности линий, их нечеткости и обывистости.

Леворукость у детей – хорошо или плохо?

Родителям леворуких детей важно понять, что леворукость сама по себе не является причиной возможных нарушений развития ребенка.

Выбор руки в качестве ведущей зависит не от предпочтений ребенка и не от воспитания, а обусловлен строением мозга. Приучая ребенка пользоваться «правильной» рукой, вы не переделаете его изнутри. Напротив, существует большая вероятность исказить процесс развития психики ребенка, вынуждая его к активности, которая является для него неестественной.

Причина большинства фактов неуспеваемости в школе леворуких детей, их плохого поведения может быть следствием именно раннего переучивания.

Дайте право вашему ребенку на развитие его природных качеств и не принуждайте его к несвойственным для него действиям в угоду воспитателям и учителям – и вы будете годиться вашим малышом!

Рубрика: Воспитание ребенка

Другие записи о развитии ребенка:

обсуждение


оставить комментарий или два