Ребенок смотрит телевизор - ограничить или увлечь?

Малыши у телевизора

21st Август 2011     Автор: admin

Среди почитателей и, если так можно выразиться, потребителей телевидения миллионы малышей. Девять из десяти детей дошкольного возраста смотрят телевизионные передачи ежедневно. Телевидение стало для них ещё одним – и очень мощным! – источником, откуда можно черпать разнообразные сведения, эмоциональные впечатления, этические и эстетические понятия.

ребенок и телевизор

Однако порой ребёнок смотрит телевизор много времени не потому, что его так уж привлекает содержание передач, а потому, что такое времяпрепровождение стало для него привычным состоянием. Он смотрит всё подряд, ежедневно в течение многих часов. И это не вызывает особой обеспокоенности у родителей (вот если бы ребёнок находился без присмотра на улице…). А обеспокоиться надо бы. И дело даже не в том, что какие-то передачи могут нанести прямой вред (ведь не всё же малыш поймёт правильно). Главная беда в другом – ребёнок превращается в пассивного созерцателя, что недопустимо и противоестественно.

Почему нужно ограничить телевизор в жизни ребенка

Во-первых, когда ребенок смотрит телевизор, он длительное время буквально прикован к месту, сидит в одной позе. А ведь именно в дошкольном возрасте должны сложиться все основные движения ребёнка. Ни о каком правильном развитии малыша речи не может быть, если он мало двигается, мало бывает на свежем воздухе.

Во-вторых, пассивное смотрение не проходит бесследно для интеллектуального развития ребёнка. Если он смотрит телепередачи, не тратя на это особых усилий, то у него не получают должного развития произвольные познавательные процессы. Привыкая откликаться лишь на внешне интересное, занимательное, привлекательное, он может остаться беспомощным в тех случаях, где надо подумать, приложить усилия, проявить настойчивость.

А ведь определённый уровень произвольного восприятия, произвольного внимания, произвольной памяти должен быть достигнут ребёнком ещё до школы. Не стоит обольщаться и умиляться внешней «насмотренностью», малыша, тем, что он может употребить «взрослый» оборот речи, что он запомнил название столицы Франции и, подражая взрослым, проводит сравнительную оценку эстрадных певиц. В лучшем случае это свидетельствует о бойкости ребёнка…

И все-таки польза есть!

Некоторые детские передачи делают попытку решить проблему активности ребёнка-зрителя. Мы нередко наблюдаем, как дети после просмотра передачи стремятся выполнить задание ведущего, например, нарисовать что-нибудь по теме сказки или устроить кормушку для птиц. Такое стремление ребёнка действовать активно – его естественная потребность; она заслуживает всяческой поддержки. Ничего, что он чего-то не умеет. Да, поначалу ему будет трудно, не всё получится, потребуется помощь мамы или папы, старшего брата или сестры. Но затем, когда ребёнок овладеет определёнными навыками, он станет более уверенным и самостоятельным.

Если же ему посчастливится увидеть свою работу на экране телевизора, он получает двойную радость. А, родители, всегда должны находить добрые слова по поводу того, что удалось сделать малышу. Положительная оценка взрослого, дающая возможность пережить яркую радость от успеха, как правило, вызывает еще один всплеск активности ребёнка, а вот равнодушие или негативная оценка подавляют желание что-либо делать вообще. Особенно это относится к детям застенчивым, имеющим дефекты речи.

Общайтесь с малышом

Детям-дошкольникам свойственно желание поделиться впечатлениями, пережить общую радость. Часто малыш хочет, чтобы передачу вместе с ним смотрели близкие или сверстники. Нет, пожалуй, ребёнка, который не проявлял бы своего отношения к передаче тем или иным образом – иногда он начинает увлечённо пересказывать увиденное, иногда задаёт вопросы, иногда заимствует что-то для своей игры.

Взрослые люди очень любят обмениваться между собой мнениями о фильмах и спектаклях, попадающих на голубой экран. Возможность поговорить об увиденном в «своей» передаче надо дать и малышу. Для родителей это хороший повод прояснить, если нужно, содержание передачи, отношение к поступкам её героев. Восприятие детей очень эмоционально, они глубоко переживают происходящее на экране, живут поступками и чувствами героев, улавливают тонкие оттенки в игре актёров. Некоторые эпизоды запоминаются детьми настолько полно, что воспроизводятся в рассказах до мелких деталей. Такова сила эмоционального воздействия телевидения на детей. Состояние этого эмоционального подъёма надо, конечно, ценить и беречь.

Родителям стоит позаботиться и о том, чтобы знания, умения и навыки, получаемые малышами благодаря передачам, находили подкрепление, чтобы дети учились применять полученное в различных жизненных ситуациях. Лучше всего, если такое закрепление будет происходить в игре. Ребёнку можно, например, помочь устроить «телепередачу» для своих кукол или для взрослых. Содержание её может быть самым разнообразным.

В одном случае, скажем, это рисунки ребёнка о том, как звери зимуют; по ним он может вести «репортаж из леса». В другом – кукольный спектакль на тему сказки… Чтобы игра получилась интересной, ребёнку придётся сделать несколько рисунков, узнать о повадках животных и птиц или вспомнить содержание сказки, поступки и разговоры её персонажей. Наблюдения показывают, что такие игры приносят малышам много радости. Они, безусловно, способствуют развитию, как мышления, так и практических навыков ребёнка.


Спонсор этого выпуска – сайт masha-imedved.ru. Теперь у вас появилась уникальная возможность – все серии мультфильма «Маша и медведь» скачать бесплатно! При желании любую серию можно смотреть онлайн, а потом обсудить понравившиеся моменты с ребенком. Будьте ближе друг к другу!

Метки: Рубрика: Дошкольное развитие ребенка

Другие записи о развитии ребенка:

обсуждение


оставить комментарий или два