Методика Марии Монтессори

Методика Марии Монтессори

21st Октябрь 2010     Автор: admin

В последние годы в России получила довольно широкое распространение методика итальянского педагога Марии Монтессори, хотя в других странах она стала известна уже давно. Изначально эта методика предназначалась для развития детей 3-6 лет, а позже была усовершенствована её, адаптирована под детей раннего возраста – малышей 1-3 лет. Потому что, как считала она, после трёх лет начинать многое уже поздно: некоторые вещи закладываются в младенчестве, некоторые зоны восприятия и с большим трудом изменяются в позднем возрасте.

Итак, что же из себя представляем монтессори-класс? В чём заключается методика Марии Монтессори? И чем она может (или не может?) помочь малышам? А то, нужна или нет она вашему ребёнку, каждый родитель решит самостоятельно. Эта методика применяется на специальных занятиях с детьми раннего возраста (1-3 года), куда дети приходят с родителями. В группах с трёх до шести лет занятия проводятся под руководством педагога.

Методика Марии Монтессори 1

Основной, ключевой принцип этой методики заключён в её девизе, словах ребёнка, обращённых ко взрослому: «Помоги мне научиться самому!» Всё в Монтессори-классе устроено так, чтобы ребёнок мог учиться, постоянно и всему. Главное отличие группы «Вместе с мамой», как и всей монтессори-педагогики, – то, что ребёнок учится сам. Учится там, тому и так, как он это может в данное время в данном возрасте. Ребёнок сам выбирает место и время работы, её продолжительность и последовательность, своих партнёров или самостоятельность. Другими словами, чтобы дать ребёнку развитие – нужно дать ему свободу. Ребёнок совершенно свободен в своём выборе и свободе действий, если они не мешают свободе других. Только таким образом развитие малыша будет сообразным его возрасту, интересам и характеру.

Для удовлетворения всех возможных потребностей ребёнка группа поделена на зоны:

- зона крупной моторики
– зона мелкой моторики
– зона сенсорного развития
– зона упражнений с сыпучими материалами
– зона упражнений с водой
– зона продуктивной и изобразительной деятельности
– зона практической деятельности
– зона развития речи
– зона знакомства с окружающим (также она называется «Космос»)

методика марии монтессори

В каждой из них расположен соответствующий материал – там можно взять любой из них, и работать. С одним и тем же материалом разные дети работают по-разному – в зависимости от возраста, интересов и темперамента. Малыши делают только то, к чему готовы и что им интересно, путём проб и наблюдений расширяя свои интересы и возможности изо дня в день, из месяца в месяц. Монтессори-группы разновозрастные, – значит, ребята имеют возможность наблюдать и помогать, участвовать в занятии старшего и самому научить младшего, запоминать и пробовать, – выбор ограничен только правилами общения и нормами поведения.

В коллективных занятиях ребята тоже могут участвовать по желанию: принимать активное участие или наблюдать со стороны, заниматься своим делом, найти партнёра или повторять действия других ребят и взрослых. Постепенно интерес к коллективной и общественной деятельности становится всё больше, а время участия в них – всё длиннее.

Достоинства методики Марии Монтессори:
– добровольное и посильное участие;
– индивидуальный подход;
– воспитывается уважение к ребёнку и взаимоуважение ребёнка и взрослого;
– поощряется самостоятельность, инициатива и творчество;
– развитие логики и мышления, навыков самообслуживания, письма и счёта;
– свобода личности, свобода выбора действия;
– свободное и разнообразное общение с ровесниками;
– организованная, упорядоченная деятельность;
– дети учатся правильно общаться друг с другом: работать рядом и вместе, делиться, уступать, ждать своей очереди, убирать материал на место;
– каждый может выбрать занятие соответственно собственному интересу, возрасту или желанию;
– отсутствует сравнивание результатов детей между собой.

Недостатки методики Марии Монтессори:
– методика мало подходит для очень активных и шумных детей;
– методика Марии Монтессори не предполагает образных игрушек: кукол, машинок и прочих – только материалы с определённым способом действий и определённым назначением;
– дети, долго занимающиеся по этой методике, позже с трудом привыкают к авторитарному стилю общения взрослых и жёстким рамкам занятий детских садов и школ.

Решающее слово, конечно же, за вами и вашими детьми.

Метки: Рубрика: Раннее развитие: методики

Другие записи о развитии ребенка:

обсуждение


оставить комментарий или два