Методика Никитиных - игры и развитие

Методика раннего развития Никитиных

17th Февраль 2011     Автор: admin

Очень интересную систему раннего развития детей создали супруги Никитины, Борис Павлович и Лена Алексеевна, которые сами являлись родителями 7-ых детей и испробовали свою методики в первую очередь на них. В результате их дети поражали своим умением читать в 3-4 года и своими потрясающими знаниями азов математики, а также они умели с лёгкостью разгадывать логические ребусы, которые придумывал их отец. Кроме того, Никитины разработали свою методику физического воспитания и оздоровления ребёнка.

система никитиных

Методика Никитиных: основные постулаты

Как считали Никитины, что в воспитании ребёнка у большинства родителей существует две крайности:

- заорганизованность, которая означает чрезмерную опеку над своим чадом, заниматься с ним и играть постоянно, не давая ему никакой самостоятельности и возможности самому приходить к верным умозаключениям;

- другая степень крайности – это заброшенность ребёнка, которая сводится к общению ребёнка исключительно на стадиях его обслуживания (еда, мытьё, сон и пр.) Такая тактика поведение ведёт к психологическому голоданию и задержке эмоционального и психического развития.

Основными канонами системы Никитиных является труд, близость к природе, естественность и творчество. Дети являются хозяевами своей жизни, а родители не должны их подавлять, а лишь помогать им развиваться и направлять их интеллект в нужное русло, не пытаясь опередить их умозаключения, а лишь подталкивать к ним, постоянно ведя диалог.

К основным принципам методики Никитиных являются:

1.    Свобода творчества ребёнка в занятиях. Дети не должны специально заниматься, делать уроки и зарядку, они занимаются по желанию, сколько им нужно.

2.    Одежда должна быть лёгкой, обстановка в доме – спортивной, то есть наряду с мебелью и другими предметами быта в квартире должны быть спортивные снаряды и тренажёры, нужно регулярно закаливать ребёнка (по Никитиным – поливать ледяной водой с младенчества и жить при температуре 18 °С). Только так его физическое самочувствие позволит с большой охотой развивать уже его интеллект.

3.    Родители должны наблюдать за жизнью детей, обращать внимание на их успехи, совместно участвовать в играх. Они не должны препятствовать развитию ребёнка и создавать благоприятные условия для их развития. Условия развития ребёнка должны быть несколько опережающими. К примеру, ребёнок научился говорить, а в его игрушках уже должны присутствовать буквы и цифры.

Развивающие игры Никитина

Интеллектуальное развитие детей по методике Никитиных происходит, в основном, путём игры. При этом родители сначала должны принимать участие в этих играх, чтобы научить их игре через вовлечение в неё, как в сказку, направлять в ней ребёнка, а затем уже дать ребёнку играть самостоятельно. При игре ребёнку не должна навязываться какая-либо программа обучения, а он сам может её выбрать. При игре ребёнок играет от простого к сложному, при этом подсказки со стороны взрослых не приветствуются – нужно дать додуматься до правильного решения самостоятельно, а если такого не происходит, нужно вернуться на ступень раньше и поиграть ещё на более лёгком уровне, либо на время приостановить эту игру. При каждом успехе нужно обязательно похвалить ребёнка, и наоборот, не нужно стыдить и ругать его за то, что он не смог решить задачу с первого раза. Если ребёнок решил задачу или потерял интерес к игре, то нужно временно оставить игру, давая ребёнку самому сделать выбор.

Игры Никитина в основном представляют собой головоломки, которые направлены на угадывание и достраивание неких образов, благодаря чему у ребёнка развивается образное и логическое мышление. Все игры представляют собой логические задачи, которые ребенок должен решить при помощи квадратиков, кирпичиков, кубиков из картона или пластмассы, конструкторных деталей и других элементов.

Задачи для ребёнка формируются по-разному: в виде модели, рисунка, чертежа, устной или письменной инструкции и прочее, и в итоге ребёнок знакомится с различными методами передачи информации. Задачи решаются по принципу «от простого к сложному» – в задании есть задачи как для ребёнка 2-3 лет, так и для детей более старшего возраста и даже взрослых. Вот почему игры Никитина порой интересны детям даже в подростковом возрасте и могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости).

При обучении ребёнок сам идёт к решению усложнённых логических задач, черпая информацию из окружающей среды. Большая часть игр Никитиных позволяет не только решать те задачи, которые предусмотрены заданием, но и самостоятельно составлять новые задачи, а это – настоящая творческая деятельность. Такая методика развития существенно отличается от обучения путём объяснения материала, при котором у ребёнка развиваются лишь качества исполнителя.

Однако есть у этой методики некоторые недостатки. Поскольку игры Никитина направлены на построение образов и развитие логического мышления, они не могут выступать в роли единственного средства для развития детей. Ведь развитие ребёнка должно быть всесторонним, и поэтому, если вы решили заниматься с вашим ребёнком по методике Никитиных, то нужно пользоваться ей в совокупности с другими методиками детского развития.

Что касается физической закалки, конечно, не стоит утверждать, что это вредно, однако обливание ледяной водой и жизнь при 18 ° С, может привести к психологическому стрессу. Организм ребёнка будет устойчив к простудным заболеваниям, однако никто не знает, что с ним творится внутри из-за осознания того, что он должен жить в спартанских условиях, и во что всё это выльется в будущем.

Метки: , Рубрика: Раннее развитие: методики

Другие записи о развитии ребенка:

обсуждение

  1. Александр:

    А это только на Никитиных работает? :)

    • Согласна, название не слишком корректное). Однако, именно на Никитиных эта методика сработала первый раз. На маленьких таких Никитиных)).

  2. Алла:

    Большое спасибо за то, что всегда радуете нас результатами своей работы. На этом сайте всегда нахожу что-то новое для себя. Очень надеюсь, что продолжите его развивать. Желаю удачи в этом нелегком деле.

    • Спасибо и вам за положительную оценку нашей работы. Следите за появлением новых статей, и вы наверняка увидите еще немало для себя интересного.


оставить комментарий или два