Правила Монтессори группы

Правила Монтессори-групп

21st Октябрь 2010     Автор: admin

Построение занятия в монтессори-группах может различаться, но не существенно. Примерно оно проходит так: дети заходят и усаживаются в круг (если дети маленькие, то вместе со взрослыми). Начинается приветствие: дети по кругу передают друг другу колокольчик, каждому из детей отдельно поётся приветственная песенка. Затем педагог приветствует всех собравшихся и начинает разминку. Это могут быть пальчиковые игры или песенка с движениями. Затем педагог успокаивает детей с помощью игры-релаксации и предлагает каждому из детей встать и выбрать себе занятие.

правила монтессори групп

Далее следует свободная деятельность по выбору ребёнка: подвижная или спокойная, совместная или индивидуальная. Роль педагога (взрослого) – помочь ребёнку организовать самостоятельную деятельность: показать способ действия, если это необходимо, помочь увидеть и исправить ошибки, предотвратить или уладить конфликт, – словом, помочь по мере необходимости. Если такой необходимости нет, ребёнку предоставляется полная свобода и доверие его силам.

Материалы в группе Монтессори находятся на стеллажах, удобных ребёнку. Взяв материал, он несёт его и садится с ним на рабочее место – на отдельный коврик рядом со стеллажом или за стол. Всё, что ребёнок может сделать самостоятельно, он делает: принести и поставить на место материал, вытереть воду и убрать мусор, помыть руки и прочее. Навыки самообслуживания – необходимая часть самостоятельности и самодостаточности. Если необходимо, педагог проводит индивидуальное занятие-презентацию или организует коллективную деятельность по желанию детей или собственному замыслу.

Группы Монтессори следуют трем основным правилам:

1. Каждой вещи – своё место. «Всё на место уберём, а потом играть пойдём». Ребёнок не может уйти, бросив материал, или взять следующий. Нужно напомнить ему убрать за собой или помочь ему в этом.

2. Не отнимать вещи у других. «Все мы очень твёрдо знаем: мы друзей не обижаем». Нельзя отнимать материал, отталкивать и прогонять от него других детей. В случае желания ребёнка заняться материалом, который в данный момент не свободен, ему предлагается выбор действий: попросить у ребёнка разрешения заняться совместно или подождать, когда материал освободится. Детей учат терпеть, ждать своей очереди, а главное – уважать друг друга.

3. Не мешать другому в его занятии. «Не мешаем, не шумим, тишина нужна самим». Все в группе общаются вполголоса, взрослые стараются находиться на уровне детей: присаживаться на корточки, садиться на коврик или на стул. Если ребёнок не хочет заниматься в кругу, он может выбрать любую деятельность, не мешающую остальным. Если деятельность малыша мешает остальным, взрослый или остальные дети скажут ему об этом и попросят найти себе другую или заниматься, не отвлекая других. Ребёнок в группе Монтессори имеет полную свободу действий, но только до тех пор, пока его свобода не мешает свободе других людей вокруг.

В конце занятия (обычно оно длится полтора часа) педагог монтессори-группы созывает детей колокольчиком. Дети заканчивают деятельность, убирают за собой и постепенно подходят к педагогу. Если ребёнок не хочет идти, он продолжает свою деятельность. Педагог в кругу проводит небольшое коллективное занятие: это может быть показ сказки или опыта, подвижная игра, коллективная творческая работа. Потом все детки прощаются с группой и друг с другом, по очереди задувая свечу.

прощание в монтессори-группе

Метки: Рубрика: Раннее развитие: методики

Другие записи о развитии ребенка:

обсуждение

  1. Андрей:

    Да совершенно верно. Открыл примерно лет 5 назад своё детский сад монтессори, дети действительно совершенно другие выростают на это воспитании.


оставить комментарий или два