Обучение чтению по Доману

Обучение чтению по Доману

15th Февраль 2011     Автор: admin

Одна из самых известных методик обучения детей раннего возраста – методика американского врача-физиотерапевта Глена Домана. Этот врач, работая с детьми, имеющими отклонения в физическом и психическом развитии, разработал собственный метод обучения. Этот метод он применял с детьми от шести месяцев. Мозг ребёнка особенно восприимчив в период бурного роста, и поэтому именно дети первых трёх лет жизни, как считал Глен Доман, наиболее хорошо воспринимают обучение.

обучение чтению по доману

Этот метод заключается в чтении целыми словами – так называемое «глобальное чтение». Ребёнок, по мнению Домана, увидев написанные слова, навсегда запомнит их значение и запомнит написание, запечатлит изображение как фотографию. Ведь маленький ребёнок ограничен в движении и свободе, в речевом общении, а поэтому основной способ получения информации – зрительный. И поэтому способ обучения ребёнка раннего возраста (от 6 месяцев до трёх лет) по карточкам Домана – один из самых распространённых в мире.

Основные правила обучения чтению по Доману

Суть обучения чтению по методу Глена Домана такова: слова (сначала короткие, трёхбуквенные, затем длиннее) пишутся на карточках красным маркером. Каждая карточка – полоса картона 50х10см, высота букв – 7,5 см. Такие параметры, как считал Г.Доман, наиболее органичны для восприятия маленьким ребёнком. Слова пишутся красным шрифтом на карточках и карточки показываются малышу вместе с картинкой, раскрывающей значение написанного слова.

Карточки показываются в течение секунды, блоками, по пять слов в блоке, при этом каждое громко и чётко произносится взрослым. В дальнейшем «старые», то есть использованные карточки повторно ребёнку не показываются. Затем слова становятся длиннее, объединяются в словосочетания и предложения (сначала простые, затем распространённые), тексты и, наконец, книги. Занятия должны проводиться ежедневно, по три-пять блоков в день, каждый блок – не менее трёх раз. Получается свыше 10 занятий в день.

Недостатки обучения чтению по методике Домана

Есть у этого метода и обратная сторона:

- Метод очень трудоёмкий. Ежедневно требуется изготавливать несколько новых карточек. И режим дня приходится менять так, чтобы несколько раз в день можно было уложить/усадить ребёнка и позаниматься с ним. Таким образом, жизнь матери (родителей) в течение нескольких лет оказывается подчиненной обучению ребёнка и подготовкой карточек со словами, картинками и изображениями. Играть со сверстниками, ходить в гости и посещать детский сад при такой системе занятий тоже не представляется возможным.

- Малыш при обучении пассивен. Желание/нежелание ребёнка и его интерес мало учитываются, он становится объектом обучения, а не его участником, пусть и на короткое время. В него просто загружается вся необходимая информация.

- Исключается эмоциональная сторона взаимодействия матери и ребёнка. Исключается творчество и вариативность, диалог и взаимопонимание. Обучение превращается в непрерывный механический односторонний процесс.

- Далеко не все дети проявляют интерес к карточкам. Кто-то не обращает внимания и не запоминает слова. Другие дети пытаются взять и рассмотреть карточки или даже попробовать их на зуб, – что естественно для интересующегося младенца. А кто-то и активно протестует, пытаясь уползти или отбросить карточки.

- Ребёнок не узнаёт эти же слова, написанные по-другому. Обладающий хорошей зрительной памятью малыш запоминает слова и может прочитать их, и даже целые предложения. Но стоит изменить шрифт, размер или цвет букв, стоит показать ребёнку это же слово, написанное в книге, он не узнаёт его и не может прочитать.

Метод Глена Домана был адаптирован к современным детям в более щадящем варианте российским педагогом и психологом Андреем Маниченко. Методика Домана-Маниченко – более игровой вариант домановской методики, сохранившая основной принцип «глобальное чтение» и работа по карточкам. Некоторые принципы метода Домана вошли в основу метода французской мамы Сесиль Лупан – методику обучения малыша с шести месяцев.

Автор: педагог-психолог Наталья Лесных.

Метки: , , , Рубрика: Раннее развитие: методики

Другие записи о развитии ребенка:

обсуждение


оставить комментарий или два