Обучение чтению по Монтессори

Обучение чтению по Монтессори

12th Март 2011     Автор: admin

Особенность обучения по методике Марии Монтессори такова, что детей учат читать через письмо. То есть, сначала дети учатся писать и благодаря этому могут прочитать то, что написали. И буквы им показываются вначале письменные. В этом есть определённый смысл, поскольку графическое изображение знака дети узнают одновременно, что позволяет задействовать рецепторы максимально и запомнить знак лучше, а круговые движения письменных букв даются детям легче.

чтение по Монтессори

Когда и как начинать обучение чтению по Монтессори

Итак, Мария Монтессори считала, что к обучению чтению дети готовы не ранее 4,5 лет. Но это относительная величина. В Монтессори-среде ребёнок, как известно, сам выбирает деятельность по интересу и желанию, а значит, проявить интерес малыш к буквам может и в три года (если зоны головного мозга сформировались для этого) и в пять лет, или не проявить его до самой школы (если есть задержка развития или другие особенности).

Поскольку деятельность ребёнка регламентируется им самим, о жёстком порядке овладения материалом речь не идёт. Только если для выбранного ребёнком материала не хватает базы знаний и умений, то педагог предложит вернуться к предыдущим материалам и освоить их. Начинается обучение чтению с простого – с расширения словарного запаса. В зоне русского языка стоят карточки с систематизированными картинками: дикие и домашние животные, детёныши животных, мебель, предметы одежды, рабочие инструменты и пр. Каждая группа имеет цветовой код – рамку красного (животный мир), жёлтого (мир человека) или зелёного (растения) цвета. Дети рассматривают карточки и выполняют игровые задания под руководством педагога или старших детей.

Параллельно дети могут играть в звуковые игры. В коробочке с отделениями находятся мелкие предметы, в названии которых есть определённый звук. На каждой ячейке написана буква, обозначающая данный звук. Педагог показывает предметы и произносит их, акцентируя внимание на нужном звуке. Звук должен стоять в разных местах – в начале, середине или конце слова, но быть чётко слышимым и неизменённым. Таким образом ребёнок учится дифференцировать звук в слове и подсознательно соотносит его с буквой на ячейке.

Готовят руку малыша к письму рамки для штриховки и модули для подготовки к письму. С помощью модулей ребёнок ведёт ручки по прорезям, выполняя различные движения, содержащие элементы букв. Металлические рамки для штриховки помогут сначала нарисовать контур, а затем заштриховать его различными способами. Сначала соблюдать границы помогут металлические края, а затем – только нарисованный самим собой карандашный контур. Так ребенок учится соотносить движение руки и глаза, учится контролировать свои движения, действовать по правилам и соблюдать границы.

Чтение по методике Монтессори – шаг за шагом

Далее следует знакомство с шероховатыми буквами. Это буквы, выполненные из шершавого материала (как наждачная бумага). На каждой табличке – одна буква. Буквы письменные, потому что круговые движения более доступны для детей. После можно показать аналогичные таблички с печатными буквами. Таблички окрашены в разные цвета: согласные – голубой цвет, гласные – розовый. Мягкий и твёрдый знаки – на белом фоне. Как только ребёнок заинтересовался содержанием табличек и значением букв, он готов обучаться. Малышу показывают три буквы за один раз. В следующий раз будут показаны две хорошо знакомых буквы и одна-две новых, незнакомых. Обучение проводится так называемым трёхступенчатым уроком. Так дети лучше воспринимают информацию.

Первая ступень – сообщение информации. «Это – …» Педагог выкладывает поочерёдно таблички. Называет звук, проводя двумя пальцами по букве. Даёт табличку ребёнку и предлагает ему ощупать букву, снова называя её. Затем то же самое происходит с двумя следующими буквами: назвать, ощупать, дать ребёнку, снова назвать. Буквы берутся простые, доступные в произношении и написании ребёнку этого возраста. Называется звук, а не буква (не «мэ» и «эс», а «ммм» и «ссс», например).

Вторая ступень – усвоение информации. «Покажи мне это». Педагог поочерёдно просит показать буквы или совершить с ними простые действия (положить одну букву на край стола, вторую взять себе или отдать другому, третью положить сверху и т.д.). Так происходит автоматизация слухового и зрительного образа буквы. Если вторая ступень пройдена легко и просто, переходим к третьей. Если ребёнок не запомнил – возвращаем его на первую ступень и поднимаемся повторно.

Третья ступень – проверка и автоматизация знаний. «Что это?» Педагог просит назвать поочерёдно все три буквы, по порядку и вразбивку. Если третья ступень преодолевается с трудом, возвращаем ребёнка на вторую и проходим эти три буквы снова. Если какая-то буква даётся ребёнку с трудом, она автоматически переходит на следующий урок и будет даваться в паре двумя хорошо знакомыми или с одной новой. Если все три буквы вызывают затруднения – повторяем их на следующем уроке (презентации).

После такого мини-урока ребёнку предлагается повторить знакомые буквы самостоятельно или попробовать изобразить их. Для изображения знаков предназначен поднос с манкой – там ребёнок пальчиком пытается изобразить знакомые буквы. Никто не станет оценивать работу кроме его самого, а неудачные (по его собственному мнению) варианты легко стираются движением руки. Также буквы можно выложить из палочек или пластилиновых колбасок.

Составляем слова

После шероховатых букв можно переходить к подвижному алфавиту. В ячейки деревянной коробки разложены строчные и заглавные буквы, аналогичные буквам на шероховатых табличках. Педагог помогает сопоставить буквы в подвижном алфавите (так же постепенно, по три-четыре буквы за раз). Затем показывает, как их можно соединять в слоги и слова. Буквы (письменные, как вы помните) имеют стыки-хвостики, и поэтому органично соединяются между собой. Таким образом ребёнок уже почти пишет – составляет слова из букв. Автоматизирует это умение изображением букв пальчиком на манке, палочкой на песке или карандашом на бумаге – по собственному желанию и умению.

Собственно чтение начинается для ребёнка с серий карточек. На каждой карточке написано слово и картинка, обозначающая слово. В зависимости от уровня сложности они обозначены определённом цветом.

Розовая – чтение без трудностей, каждая буква в слове произносится так, как написано.
Зелёная – добавляются слова с йотированными гласными после согласной.
Голубая – вводятся трудности в чтении – безударные гласные, непроизносимые согласные в корне, оглушённые согласные, Ъ и Ь в конце слова, сочетания жи-ши и пр.
Белая серия автоматизирует чтение – в слове может быть несколько разных трудностей.

Это так называемое интуитивное чтение – когда ребёнок читает слово целиком, и слово запоминается целиком. Ребёнок ещё не умеет читать, но уже читает, опираясь на собственную интуицию, зрительную память и полученные ранее знания. Дальнейшие игровые упражнения совершенствуют и закрепляют умение ребёнка читать и писать.

Автор: дошкольный педагог-психолог, Наталья Лесных.

Метки: , Рубрика: Раннее развитие: методики

Другие записи о развитии ребенка:

обсуждение


оставить комментарий или два