ОЧЕНЬ КАПРИЗНЫЙ РЕБЕНОК

Очень капризный ребенок: как найти к нему подход?

25th Май 2012     Автор: admin

Наверное, каждому родителю приходилось сталкиваться с такой ситуацией, когда малыш капризничает. Когда он устал, требует своего, или просто скучает — причины могут быть разными, но иногда эти звуки просто сводят с ума. Ну а здесь я просто поделюсь с вами маленькими хитростями из собственного опыта, с помощью которых можно свести число капризов к минимуму.

Итак, собираемся на прогулку…

Малыш уже одет полностью или почти полностью, и ждёт вас. Ему жарко и скучно, он хочет гулять, и капризничает… Оклейте стены и двери в прихожей картинками, на уровне ребёнка. Лучше, если это будут серии картинок: животные, насекомые, транспорт, репродукции картин. Или просто плакат с азбукой.

Эти картинки по всей квартире дадут возможность малышу развиваться, узнавать новые слова и предметы, расширят его кругозор. Ну, а в прихожей – занять его, пока вы одеваетесь. Просите его время от времени показать тот или иной предмет, или называйте то, на что он показывает.

Ребёнок очень подвижный…

Да, малыш-шило-в попе – это проблема. Вернее, проблемой это становится, если малыш занят чем-то интересным (для себя), но небезопасным. Значит, надо его постоянно чем-то занимать – чтобы меньше времени и сил оставалось для собственных приключений.

- Чтобы ребёнок не бегал кругами и не убегал, когда вы идёте куда-то, можно его куда-то посадить: папе на шею, на велосипед, в педальную машинку, поставить на подножку коляски.

- Чтобы снизить скорость ребёнка и выпрямить амплитуду его движения, надо его чем-то занять: что-то донести/довезти/дотолкать до определённого места. Или занять его вербально (речью): спрашивать, объяснять, загадывать загадки, играть в игры. Игры могут быть простыми: допрыгать до конца дорожки, скакать на одной ножке, идти вперёд спиной, идти только по белым плиткам, прыгать через одну плитку.

- Чтобы малыш не вырывал свою руку (бывают такие порывы к самостоятельности) при переходе через дорогу или в людных местах, можно проявить немного хитрости: Скажите малышу, что вы боитесь идти через дорогу – там так много машин, а он такой смелый и сильный – пусть даст вам руку и ведёт. Можно держать ребёнка не за руку, а за одежду; можно предложить ребёнку держаться самому – за вашу сумку или одежду, например (но это при условии, что ребёнок не может неожиданно отцепиться и убежать вперёд). Можно поиграть: прыгать по полоскам «зебры» или представить, что вокруг не машины, а… а что? Это уже как подскажет вам обоим фантазия!

Ожидаем в очереди к врачу…

Если вам приходится ждать долгое время вместе с ребёнком, запаситесь, пожалуйста, терпением и некоторыми материалами. Малыши не умеют долго ждать, ожидание и бездействие выматывает их, от этого они устают гораздо больше, чем от движения и труда. В очереди любой ребенок может стать очень капризным.

Если есть возможность, дайте малышу побегать. В холле, если это возможно и не доставит дискомфорта окружающим людям и ущерба предметам. Или на улице. Но не бесконтрольно, конечно. Можно бегать наперегонки, катать мяч или машинки – чья дальше и быстрее.
Хорошими помощниками в «сидячем» ожидании вам станут:

- Машинки. Их можно катать по полу и сиденьям, строить дом и регулировать дорожное движение. Машинки можно сортировать: по цвету, размеру, маркам, назначению. Машинки могут толкать маленькие предметы: затолкайте бумажки в пакетик, например.

- Бумажки. Кусочек бумаги (или фольги, что лучше) можно скатать в комок и поиграть в футбол: поставьте «ворота» из двух небольших устойчивых предметов и задувайте по очереди «мяч» в них. Если дуть ребёнку не удаётся или не нравится, «мячик» можно толкать пальцем или забивать щелчком.

С совсем маленьким ребёнком (год-полтора) можно просто сдувать комок с ладони/сиденья, рвать лист бумаги на кусочки. А с ребёнком двух-трёх лет уже можно складывать разные фигуры и модели оригами. Сверните лист бумаги или газеты рулоном, вытащите его часть из середины, подхватив пальцами внутренний край – и у вас готова подзорная труба, через которую так интересно обозревать просторы.

- Коробка. О, с ней можно придумать множество самых разных и интересных игр! Прорежьте заранее в небольшой коробке несколько различных по размеру отверстий. Теперь в эти отверстия можно заталкивать различные предметы и фигурки. Только не забудьте, что коробка должна открываться, чтобы предметы можно было достать.

Разные по размеру коробочки, способные вкладываться друг в друга, станут для годовалого ребёнка самой лучшей игрушкой-матрёшкой. А уж если вы подберёте предметы, способные войти в эти различные коробочки, то десять-двадцать минут покоя вам обеспечены.
В коробки можно сортировать мелкие игрушки, предметы или картонные карточки по цвету/размеру.

Малышей до двух лет достаточно надолго заинтересуют простые вещи, — главное, чтобы их можно было рассматривать, шуметь, шуршать, совать пальчики, бросать и что-то ещё. Это может быть пустой блистер от таблеток, флаконы, коробочки, пакеты. Даже очень капризный ребенок сможет отвлечься от своих капризов и заняться увлекательными исследованиями.

- Набор животных. Животных можно рассматривать, называть. Животных можно искать: «Закрой глаза, теперь открой – кто убежал?» — так тренируются память и внимание. Животных можно кормить (понарошку, конечно), запоминая, кто что ест. Животных можно сортировать: по окраске, размеру, дикие/домашние, хищники-травоядные, животные жарких стран и средней полосы, короткие/длинные названия, короткие/длинные хвосты, длинная/короткая шерсть и т.д.

- Фломастеры. Помимо обычного рисования можно поиграть с детьми в сказку. Рассказывая ее малышу, рисуйте это на бумаге. Дети заворожено будут смотреть, как сказка появляется перед ними. Можно устроить пальчиковый театр: нарисуйте на каждом из пальчиков ребёнка (и на своих, если не хватает) рожицы героев и начинайте ставить спектакль. Главное, чтобы фломастеры были на водной основе и легко смывались.

- Пуговицы. Пуговицы можно считать, сортировать по цвету, размеру, форме и количеству дырочек. Пуговицами можно выкладывать буквы, цифры и картинки; из пуговиц разного размера можно складывать пирамидки. С их помощью можно разыгрывать целые спектакли и сюжетные игры: пусть большая коричневая пуговица с дедушкиного пальто будет медведем, маленькая серая от маминого платья – мышкой, а розовая с орнаментом – девочкой Машей. Пуговицами можно играть в тир, выстроив их в ряд и поочерёдно щелчком вышибать пуговицы соперника.

И один немаловажный момент: детям нужен минимум запретов и рамок. Но каждый из них должен быть обоснованным и чётким. В других случаях лучше ограничивать ребёнка в форме «можно, но…» Подумайте сами, как сложно маленькому ребёнку долго сидеть и хорошо себя при этом вести, если притом старшие постоянно одёргивают: «не трогай, не бегай, не ходи туда, не шуми…» Пусть будет можно, но… Бегать можно, но в определённом месте. Или бегать на корточках – «гусиным шагом» – так далеко не убежишь. Разговаривать можно, но шёпотом или негромко (а то вдруг бактерии услышат и проснутся?).

На самом деле, не так уж важно, что и как вы будете делать, главное, чтобы это было интересно вам обоим. И тогда время ожидания пролетит незаметно и очень полезно.

Помните, что дети до трёх лет плоховато умеют занимать себя, распределять своё внимание. Не ругайте их за это. Возможно, ваш малыш — не очень капризный ребенок, как вы до сих пор считали. Ведь у детей слабо развита произвольность, зато сильно – спонтанность эмоций, желаний и движений. Им всё нужно здесь и сейчас. Да и после этого возраста сдержанности и умению занимать себя их ещё долго приходится учить – это нормально, это особенность возраста. Постепенно всё придёт в норму, при вашем терпении и обучении.

Желаю вам терпения, взаимопонимания и интересного времяпрепровождения без капризов!

Рубрика: Воспитание ребенка

Другие записи о развитии ребенка:

обсуждение


оставить комментарий или два