Первые книги малыша

Первые книжки для малыша и малышки

17th Сентябрь 2010     Автор: admin

Общение малыша с мамой, а через нее и с миром начинается еще в пренатальный период. Все, что делает, ощущает и воспринимает мама, является достоянием и готовящегося к жизни малыша. Самыми сильными после рождения достаточно долго будут, конечно, ощущения, связанные с физическим комфортом. Но человек — существо многогранное, и его формирование складывается из огромного количества факторов, важное место среди которых занимает формирование его сознания. И здесь значимую роль, безусловно, играют книги.

первые книги малыша

Сознание ребенка в первые месяцы его жизни представляет собой мощный потенциал, который необходимо перевести в активный инструмент взаимодействия с миром. Этот потенциал укомплектован всем необходимым, что накопило человечество за время своей эволюции. Но пользоваться этими накоплениями человек учится всю жизнь. И от того, как складываются первые пять лет жизни ребенка, зависит уровень его личностного и творческого самоопределения на протяжении всего последующего жизненного пути.

Что же является самым важным для маленького комочка, в первую очередь ощущающего и выражающего самые простые потребности на уровне животного? Непрерывное пребывание в поле материнского тепла, быстрое устранение любого физического дискомфорта и уютное состояния сна для восстановления большого количества сил, которое ребенок тратит на адаптацию к новому для него миру и режиму существования. Можем ли мы сказать, что среди повседневных материнских забот о ребенке непременным должно быть чтение книг? Когда просыпается детское любопытство, выходящее за рамки окружающего его мира и требующее погружения в дополнительные источники информации? На эти, казалось бы, простые и недвусмысленные вопросы, однако, нет четких и аргументированных ответов.

Все чаще психологи, философы и представители мира искусства обращают внимание именно на первый год жизни малыша. В это время формируются самые глубинные слои сознания, которые черпают информацию в очень концентрированном и наиболее целостном виде для дальнейшего ее разворачивания в виде символов, смыслов, и образов. Ребенок еще очень пластичен в своем мировосприятии. Ему подвластно чувствование общей гармонии, неразделенной на субъективные знаковые и смысловые единицы со всем множеством возникающих при таком разделении связей. Возможно, именно поэтому маленький человек так быстро реагирует на материнскую песню, короткое стихотворение или скороговорку, считывая с них не информацию, а скорей, музыку внутренней композиции. И поэтому, правильно воспринятая, роль книг и устных рассказов становится важной и понятной уже в таком раннем возрасте.

книжки для малыша и малышки

Психологи утверждают, что до пяти лет у ребенка преобладает образное, правополушарное мышление. А левополушарное, аналитическое мышление включается только после пяти лет. Это очень важно учитывать в подборе первых книг малыша. Каждая строчка маленького рассказа или стихотворения — а лучше, если поначалу все рассказы будут в стихотворной форме — должна быть небольшой, но емкой по содержанию. Каждый образ в ней должен умещаться в минимальное количество ярких слов, и ее композиция должна быть красивой и законченной, как строение цветка или прожилки на листочке дерева. Фразы должны переливаться внутренним цветом и звучать, как несложная песенка или журчание ручейка. Нетрудно догадаться, что такие маленькие шедевры чаще всего под силу единственному наиболее объективному и гармоничному источнику — народному творчеству. Или авторам, которые в своих произведениях для детей стараются следовать сложившейся в веках, мягкой и распевной народной традиции.

«Лиса по лесу ходила, Лиса голосом вопила.
Лиса лычки драла, Лиса лапотки плела.
Мужу – трое, себе – двое, а детишкам – по лаптишкам».

«Свинья в огороде овёс толчёт, а курочка на улочке песенки поёт».

«Сидит белка на тележке – продаёт орешки: лисичке-сестричке, воробью, синичке, мишке толстопятому, заиньке усатому. Кому в платок, кому в зобок, кому в лапочку…»

Очень важно учесть, что мозг ребенка для формирования грамматических связей и накопления достаточного для закрепления этих связей словарного запаса нуждается не столько в объеме, сколько в глубине информации. Это значит, что распространенная среди детей склонность к слушанию, а позже и к чтению одних и тех же книг многократно, имеет вполне обоснованный смысл. С каждым повторным прослушиванием уже знакомого произведения ребенок считывает все более глубинную информацию о структуре языка. Это же должно подвигнуть нас к ответственному подходу именно к первым книгам наших детей, которые должны быть не только яркими по оформлению, экологичными и прочными по материалу, но и глубоко нравственными и оригинальными по содержанию, несмотря на простоту сюжетов.

Первая книга для малыша в руках матери должна появиться в тот момент, когда ее ребенок начинает различать внешние предметы. А это происходит уже в два-три месяца. Связь устных композиций, исполняемых матерью, с бумажным носителем, хранителем, источником этой красивой информации должна быть для ребенка очевидной и обязательной. Это входит в тот необходимый перечень базовых жизненных категорий, которыми человек будет пользоваться всю свою жизнь. Заложить в ребенка знание, что творческая информация не менее важна, чем вода, пища или основные навыки созидания, можно и нужно с самых первых дней его знакомства с миром.

Ну и, конечно, первая книга малыша должна быть красочно и талантливо иллюстрирована. В первые месяцы жизни ребенок не различает живые и искусственные объекты, поэтому все, что он увидит в руках матери, в книге, на стенах квартиры, на детской площадке — все это составит для него мир его первых образов, с которыми он начнет свое общение. И пусть нас не смущает то, что маленький человек еще не понимает смысла сказки. Через интонации, с которыми мама прочитывает маленькие истории, малыш воспримет их характер, динамику развития сюжета, отношение мамы к персонажам и их поступкам. Все это также послужит для ребенка источником очень важной информации. Попробуйте однотонно почитать ему простой перечень слов — и вы увидите, как быстро он заскучает. А одно и то же слово, произносимое с разной интонацией и выражением лица, станет для него самостоятельным рассказом.

Можно сказать, что первые книги малыша — это первые удивительные секреты, которые сначала ему помогает разгадывать мама, а потом он учится раскрывать сам. Огранка и оправа этих маленьких волшебных кристаллов должна быть особенно тщательной и талантливой, потому что самыми яркими впечатлениями, уходящими из памяти в поле глубинных ощущений и мотивации, остаются, конечно, впечатления раннего детства. Именно в этом секторе сознания всегда, даже во взрослом и солидном возрасте, будет жить сказка, свет которой будет незаметно подсвечивать нашу, порой нелегкую, повседневность.
Дорогие мамы и папы! Пусть этих светильников будет как можно больше!

Автор: Елена Роккен

Метки: Рубрика: Дошкольное развитие ребенка

Другие записи о развитии ребенка:

обсуждение

Комментирование закрыто.