Развитие детей с ДЦП

Развитие детей с ДЦП

16th Январь 2011     Автор: admin

Учитывая то, что причина детского церебрального паралича кроется в поражении структур центральной нервной системы, процесс развития и лечения таких детей крайне затруднителен. Вообще, ДЦП считается неизлечимой болезнью, однако своевременная и квалифицированная помощь деткам с ДЦП значительно улучшает их жизнь, пусть даже и не полностью, но восстанавливает некоторые утраченные функции, помогает адаптироваться в окружающей среде и обществе.

развитие детей с ДЦП

Главная цель лечения и развития детей с ДЦП – улучшение их опорно-двигательных навыков, а также речи и когнитивных функций при необходимости.

Физическое развитие детей с ДЦП

  1. Развитие моторных функций (или физическое развитие) при ДЦП достигается с помощью методов лечебной физкультуры, гимнастики, физиотерапевтических методов, ортопедических приемов, а при необходимости – хирургического вмешательства. Лечебная физкультура и гимнастика направлены на разработку различных групп мышц, от самых мелких (мышцы кистей, стоп) до крупных (мышцы плеча, бедра, голени). Конкретная программа тренировки зависит от степени и формы ДЦП, и назначается отдельному ребенку в каждой конкретной ситуации.
  2. Методы физиотерапии направлены на нормализацию тонуса мышц. Хорошим эффектом обладают диатермические токи, импульстерапия, иглоукалывание. На особом месте стоит кинейзиотейпирование. Это совершенно новое направление в лечении ДЦП, суть которого заключается в наклеивании на кожу в области пораженных мышц специальных пластырей.
  3. Ортопедическая помощь подразумевает создание для детей с ДЦП специальной обуви, мебели, подручных средств, которые не только облегчают ребенку жизнь, но и способствуют положительной динамике заболевания.
  4. Хирургические операции показаны в тяжелых случаях, когда никакими консервативными методами невозможно восстановить пораженный участок тела. Чаще всего данный метод применяется для пластики сухожилий.

Развитие эмоционального, слухового и зрительного восприятия

Известно, что причина ДЦП заключается в органическом поражении участка головного мозга. Ввиду этого, очень часто поражаются не только двигательные центры, но и чувствительные, отвечающие за психоэмоциональные функции.

  1. Развитие нарушенных чувствительных функций (сенсорных) заключается в «разработке» эмоций ребенка. Для этого предназначены эмоционально окрашенные игры, регулярное проведение которых вовлекает ребенка в процесс и позволяет ему формировать собственные эмоции.
  2. Если страдает слух, то ребенку предлагаются самые различные забавы с участием звучащих предметов, от элементарной погремушки до пианино. Например, предлагают малышу ударить по погремушке столько раз, сколько сделала перед этим мама и т.п. Такие занятия развивают слуховое внимание и память.
  3. Если нарушено восприятие физических свойств предмета (цвет, форма, величина), то ребенку предлагается разложить из кучи по группам все зеленые, красные, желтые кубики. Затем отделить кубики от шариков, разложить машинки по их величине. Естественно, малышу на первых этапах будет тяжело это сделать, поэтому занятия проводятся с участием старшего. Подобные занятия положительно влияют и на разработку мелких мышц рук.
  4. При ДЦП часто страдает пространственная ориентация ребенка. Тогда ему предлагается повторять за инструктором движения вверх, вниз, вперед, назад, причем каждое движение должно быть озвучено и повторено ребенком несколько раз.

Эти и другие упражнения позволяют малышу адаптироваться к окружающей среде, прививают ему основы общения с близкими людьми, а также развивают работу мышц, пусть даже и пассивно, но результаты всегда оправдывают ожидания.

В качестве медикаментозной терапии назначаются ноотропные средства – препараты для защиты нервной системы от повреждений, а также для лечения уже существующих дефектов в ней.

Лечение и развитие деток с ДЦП – процесс трудоемкий, продолжающийся не один месяц и год. Только в случае длительных и кропотливых трудов с ребенком, больным ДЦП, возможно восстановление у него элементарных способностей, позволяющих вести хоть какую-то самостоятельную жизнь.

Рубрика: Здоровье ребенка

Другие записи о развитии ребенка:

обсуждение


оставить комментарий или два