Развитие речи детей раннего возраста с помощью игровых занятий

Развитие речи детей раннего возраста

8th Ноябрь 2010     Автор: admin

Первые слова, как и первые шаги, даются ребёнку в возрасте примерно одного года. И с тех пор идёт непрерывный процесс формирования детской речи. Складывается она гораздо раньше, поэтому очень важно разговаривать с ребёнком с его первых дней. Разговаривать эмоционально и выразительно, и так, чтобы малыш видел ваше лицо, видел ваши губы, стимулируя, таким образом, развитие детской речи. Ведь именно подражая действиям взрослых, он начнёт артикулировать и лепетать, а позже – произносить первые слоги и слова.

развитие речи детей раннего возраста

Подносите малыша на руках к окну, показывайте окружающее, рассказывайте обо всём, что происходит на улице, в квартире, называйте предметы, давайте рассмотреть их, потрогать, попробовать (если возможно) на вкус. Именно из такого взаимодействия и складывается пассивный словарь ребёнка. Пассивный – это те слова, которые ребёнок знает и понимает, но пока ещё не произносит. При постоянном общении пассивный словарь переходит в активный.

Музыка, детские песенки – это очень хорошо, она создаёт насыщенный фон, пищу для эмоций и слуха малыша. Но она не заменит живой речи и живого общения. Слушайте песенки вместе с ребёнком, пойте вместе с ним – подпевайте слова, напевайте мелодию, отстукивайте ритм в ладоши или ногой. Насколько возможно, пусть малыш как можно чаще будет вместе с вами – на руках или в шезлонге, в коляски или на полу – неважно. Главное, он будет слышать живую речь, видеть ваши лица, чувствовать ваши эмоции, участвовать в общей семейной жизни – а это очень важно для маленького ребёнка и для его развития.

Игровые занятия по развитию речи

С ребёнком от шести месяцев и до полутора лет можно уже проводить игровые занятия по развитию речи:

- Повторять слоги. Для каждого действия – свой набор слогов. Можно использовать песенки со звукоподражанием или слогоподражанием. Например:

Ля-ля-ля, вставай котёнок,
Ля-ля-ля, с тобой споём,
Ля-ля-ля, мы с этой песней,
Ля-ля-ля гулять пойдём!
(слоги могут меняться. Например, не «ля», а «ма-ма-ма» или любые другие).

Или приговариваем во время одевания:

Ги-ги-ги-ги, надеваем сапоги,
Ку-ку-ку-ку, надеваем курточку,
Ве-ве-ве-ве, шапочка на голове,
Дём-дём-дём-дём, мы с тобой гулять идём!

Неважно, сами вы придумаете песенку или выучите готовую, главное, чтобы вам обеим она нравилась и была понятна малышу. Это упражнение побуждает ребёнка подражать вам, стимулируя развитие речи детей раннего возраста.

- Чаще читайте малышу стишки, потешки. Главное, чтобы в них были простые и понятные слова, и чтобы были они ритмичными. Отстукивайте ритм ладонями или по ладошкам ребёнка, ногами, стучите по кроватке или барабаньте пальчиками по столу – неважно. Это упражнение закладывает в ребёнке чувство ритма, что поможет ему в заучивании стихотворений или в обучении музыке.

- Обыгрывайте вместе с ребёнком несложные сюжеты. С помощью игрушек, предметов, картинок разыгрывайте сказки или импровизации, разговаривайте с малышом от имени игрушки, задавайте ему вопросы, давайте задания, побуждайте отвечать вам от имени другой игрушки. Можно даже показать домочадцам кукольный театр с помощью малыша, в котором ему будет отведена посильная роль. Такие упражнения вовлекают ребёнка в общение и развитие детской речи происходит легко и непринужденно.

- Развиваем мелкую моторику. Как известно, на кончиках пальцев находится множество нервных окончаний, которые напрямую связаны с мозгом, стимулируют развитие детской речи. Поэтому стоит предоставить малышу возможность развивать пальчики и ручки: играть в пальчиковые игры, давать действовать с мелкими предметами, играть с бусинками, рисовать пальчиковыми красками, орудовать с пластилином (мять, рвать, резать и давить, раскатывать и расплющивать его), рвать бумагу, мять и приклеивать её. Пусть у малыша будет как можно больше возможностей заниматься с мелкими предметами и творческими материалами под присмотром взрослого.

- Делаем речь фразовой. Чтобы малыш начинал разговаривать фразами из двух-трёх слов, можно поучить его этому. Допустим, показывая карточку, ребёнок называет: «Дом», а мы продолжаем: «Какой дом? Большой дом. Синий дом. Дом стоит. В доме окно, в доме – дверь». Задаём небольшой вопрос ребёнку. Если не отвечает – называем сами: «Что это? Да, это собака. Какая собака? Маленькая, мохнатая, весёлая собака. Что делает собака? Да, она бежит. Куда бежит собака? К щенкам?» Это упражнение готовит ребёнка к расширению фраз, учит «цеплять» слова друг за друга, что поможет малышу позже в развитии связной речи.

- Уделяем внимание грамматическому строю речи. Ребёнок полутора-двух лет уже знает или произносит простые слова: названия животных, предметов, частей тела. Упражнение такое: изменение слов. Называем:
* животных и их детёнышей. Сначала называем слова с общим корнем: «кошка-кот-котёнок, коза-козёл-козлёнок», а затем уже детёнышей животных, в названии отличающихся друг от друга: «корова-бык-телёнок, лошадь-конь-жеребёнок». Это лучше всего делать при рассматривании картинок или фигурок соответствующих животных.
* размер предметов: ухо-ушко, нога-ножка-ножища. Называем ласково разных животных, предметы: палец-пальчик, кошка-кошечка, голова-головка-головушка, котёнок-котёночек. Подбирайте такие слова, чтобы варианты окончаний при изменении были разными.
* количество предметов: одно яблоко, два яблока, …пять яблок; одна лапа, две лапы, …пять лап; один карандаш, три карандаша, шесть карандашей.
Если малыш ещё не разговаривает, но знает названия и уверенно показывает требуемое, то называем это сами. Постепенно малыш будет запоминать правильное словопроизношение, а затем и отвечать вам.

Одним словом – общайтесь: пойте, разговаривайте, инсценируйте, смейтесь, хлопайте, играйте. Дети учатся всему в игре и в общении, а эмоциональность, интерес и позитивное отношение сделают развитие речи детей раннего возраста незаметным и желанным.


Автор: Наталья Лесных, специально для сайта “Растем и развиваемся”

Метки: Рубрика: Дошкольное развитие ребенка

Другие записи о развитии ребенка:

обсуждение


оставить комментарий или два