Развитие речи ребенка в детском саду

Развитие речи ребенка в детском саду

10th Май 2012     Автор: admin

Предметом особого внимания в работе с детьми раннего возраста является язык. Язык в раннем возрасте развивается по двум линиям: совершенствуется понимание речи взрослых (пассивной речи), формируется собственное активное.

Важное новообразование этого возраста – речевое общение. Развитие речи связано с расширением круга его функций. Это, прежде всего, начало взаимодействия и взаимоотношений с близкими взрослыми и детьми (коммуникативная форма речи), познания окружающего мира (означальная функция). Ребенок осваивает основную форму речевого общения -диалогическое. Он учится высказываться, задавать вопросы и самостоятельно отвечать, обращается к людям, которые его окружают с просьбами и предложениями.

У ребенка должна быть возможность свободно высказываться по собственному желанию.

Обучение детей культуре родного языка, речевого общения и развитию речи происходит на комплексных и тематических речевых занятиях.

Итогом такой работы является ряд проведенных открытых занятий в детском саду и на методических объединениях. Например: «Встреча с солнышком», «Как звери зимой в лесу живут», «Путешествие в цирке», «В гостях у сказки» Колобок »,« Путешествие в волшебный лес »,« Приключения зайчиков ».

Работа по развитию речи детей третьего года в повседневной жизни – это главная, основная форма. Она должна носить систематический характер. Ежедневное проведение разнообразных игр вне занятий позволяет планово, систематически уточнять знания об окружающем, обогащать языковую практику детей.

Богатые возможности для развития речи имеют дидактические игры. Так, игры с матрешками как показывает опыт, направляют внимание детей на сравнение матрешек по величине, за различиями в одежде, побуждают к рассматриванию и названию основных цветов, размеров.

Такие дидактические игры, как «Послушаем, что слышно», «Скажи, что звучит» «Узнай, кто говорит», «Кто как кричит» позволяют развивать слух детей. Такие игры проводятся на прогулках, в помещении, в часы досуга со всей группой детей

Для развития речи детей используются и настольно-печатные игры, позволяющие учить детей составлять целое из частей («Разрезные картинки»), правильно называть изображенные предметы, группировать предметы по форме, размеру, назначению («Лото малышам», «Парные картинки», «Кому что нужно». Эти игры проводятся также с подгруппами детей в часы игр, на прогулках.

Активизируют речевую деятельность детей и игры-забавы, в частности, показ заводных игрушек, Например, показ заводного мишки создает ситуацию для применения таких глаголов, как «ходит, шагает, рычит, кивает головой машет лапами, останавливается, стоит» (в ответ на вопрос «Что делает Мишка?»)

Богатые возможности для развития речи ребенка, обогащение его словарного запаса, совершенствование произношения могут возникать при рассмотрении рисунков и книг, очень полезные показания кукольного театра. Они закрепляют представления об окружающем, вызывают у ребенка желание говорить, создают эмоционально-позитивный настрой, развивают внимание, память, наблюдательность, воспитывают интерес к художественному слову.

Как видим, изучение раннего периода жизни дает представление о больших потенциальных возможностях каждого ребенка. Но, к сожалению, условия жизни детей не всегда способствуют их раскрытию. Итак, взрослые должны создавать определенную среду, которая обеспечивала бы развивающий эффект, чтобы удовлетворялись интересы, учитывались возрастные особенности деятельности ребенка, стимулировалась бы его собственная активность. Эта среда должна быть ориентированна на зону ближайшего развития – содержать в себе как уже известные объекты, так и, те, которые требуют исследования.

Таким образом, среда будет развивающим только при активном участии взрослого по делам ребенка и активного речевого общения с ним.

Обдумывая все выше сказанное, мы выработали для себя такие

правила для воспитателей

1. Нужно хвалить, поощрять ребенка за малейшие успехи в решении дидактических задач,

2. Относиться с уважением, пониманием к желаниям ребенка действовать с игрушкой, дидактическим материалом не так, как все.

3. Исправляя ошибки не ругать.

4. Не спешить с помощью, но и не отказывать в ней – помощь должна поступить вовремя.

5. Не заставлять ребенка играть с дидактическим материалом когда ему этого не хочется.

6. Быть всегда заинтересованным зрителем и слушателем, когда ребенок демонстрирует свой вариант игры или вариант решения дидактического задания.

Рубрика: Дети в саду и школе

Другие записи о развитии ребенка:

обсуждение


оставить комментарий или два