Самостоятельность у ребенка

Самостоятельность у ребенка – с чего начать?

28th Ноябрь 2010     Автор: admin

«Какой самостоятельный!», – часто восклицаем мы, когда двухлетний малыш справляется с трудным делом. Но бывает и наоборот: младший школьник постоянно требует участия и помощи взрослых в самых простых, казалось бы, делах. Как же быть?

Самостоятельность у ребёнка воспитывается с первых месяцев жизни. Трёхмесячный младенец уже покажет своим поведением, что ему нравится, а что – нет, уже может отказаться от нежелаемого. Малыш шести-восьми месяцев уже более-менее свободен в передвижении и сам выбирает, чем ему заняться в данный момент. А человек года от роду уже решительно заявляет взрослым: «Я сам!» и начинается противостояние. Как быть, как удовлетворить тягу малыша к самостоятельности, но и самим при этом не пострадать?

самостоятельность ребенка

Границы самостоятельности и независимости каждая семья подберёт самостоятельно – это зависит от конкретной ситуации, возможностей, собственных характеров и желаний. Постарайтесь только давать как можно больше простора для деятельности малыша – для самостоятельной, неуправляемой деятельности. Если нужно – обговорите с ним условия, а всё остальное, что возможно, доверьте ему – ведь именно так малыш учится жить, принимать решения, именно так он узнаёт окружающий мир, именно так развивается самостоятельность у ребенка.

Как иначе узнать значение слов «горячо», «мягко», как иначе узнать, что упавшие вещи падают, а иногда подпрыгивают и переворачиваются, хрупкие – ломаются и бьются, а от пролитой воды намокает вся одежда? Ребёнок должен, просто обязан испытывать всё возможное на собственном опыте. Потому что мы не можем рассказать ему буквально всё на свете, а даже если и могли бы – половина наших слов непонятна ему, именно потому, что не имеет конкретного значения. Ребёнок воспринимает знания, подкреплённые опытом, а абстрактные слова имеют для него слишком мало значения.

Наша задача – устранить все возможные опасные для жизни и здоровья вещи и случае, предупредить сложные ситуации, обговорить с ребёнком варианты поведения и… отпустить его. Находиться рядом, быть готовым подать руку помощи, если это необходимо, но не решать за него все проблемы, не выполнять за малыша то, что он способен сделать сам без значительного вреда для себя, окружающих и ценных вещей.

У малыша двух лет уже могут быть постоянные и вполне серьёзные обязанности: убирать свои игрушки, поливать цветы, вытирать пыль, включать стиральную машинку и развешивать мелкое бельё, доставать из ящика газету и прочее. Подумайте, какие два-три дела ваш ребёнок сможет выполнять? Дети очень любят работать и помогать, особенно бок о бок со взрослыми. Почаще берите малыша помощником в своей работе: он вполне способен подавать и мыть картошку, вытирать тарелки, расставлять чашки, резать фрукты и варёные овощи безопасным ножом и многое другое.

Это естественное желание – быть наравне со взрослыми, – со временем превращается в привычку помогать. А если отстранять малыша от всех взрослых дел, ему гораздо сложнее будет научиться этому позже. Да он и не захочет делать этого – зачем помогать, зачем к чему-то стремиться, если всё за тебя сделают взрослые? Малыш стремится к самостоятельности, к помощи взрослым, к сотрудничеству – это заложено в него природой, это ему нравится и приносит радость и гордость результатами своего труда – так зачем же отказывать в этом?

Итак, вот краткое резюме:

- С самого раннего возраста поощряйте желание ребёнка помогать.

- Предоставьте как можно больше свободы действий, соответственно его возрасту и возможностям.

- У ребёнка в семье должны быть обязанности наравне с другими членами семьи с ответственностью за их выполнение.

- Давать малышу возможность выбора с полной ответственностью за его результаты.

- Запрещать стоит только то, что причиняет вред или опасно, остальное – объяснять и условно разрешать.

Помните, что и полная свобода и ею полное отсутствие одинаково вредны. Ребёнок, встречающий на своём пути минимум преград, направляет силы не на борьбу с вами и вашими запретами, а в более полезное русло. Свободный человек – счастливый человек. Вот только свобода должна быть разумной, и надо учить ребёнка ею правильно пользоваться.

Желаю вам счастливых детей

Автор: педагог-психолог Наталья Лесных.

Метки: Рубрика: Воспитание ребенка

Другие записи о развитии ребенка:

обсуждение


оставить комментарий или два