Школьная адаптация первоклассников

Школьная адаптация или как облегчить «привыкание к школе»

18th Сентябрь 2010     Автор: admin

Вот и прошло первое сентября с праздничным настроением, с цветами, с бантиками, с радостными ожиданиями… Начались школьные будни. Наверное, любой адекватный родитель переживает за своего ребёнка (особенно первоклассника). Ведь от начала школьной жизни зависит очень многое. И успеваемость на ближайшие годы, и состояние здоровья, и «становление» малыша как личности – другими словами, «фундамент» закладывается на всю жизнь. Наладить быт школьной жизни мы, родители, за малыша уже не сможем, а вот наблюдать, помогать, подсказывать, направлять – в наших силах.

школьная адаптация

Все учителя знают (и говорят), что адаптация к школе у детей после летних каникул может быть разной. Особенно тяжело первоклашкам. Они еще толком не знают, что ждут от них учителя и родители. Вернее, знают, но до конца не понимают, что такое дисциплина, школьные обязанности… Поэтому в первые месяцы учёбы одни детки немного «тормозят», не могут сосредоточиться на задании, не успевают подумать, прочитать, написать. Другие, наоборот, ведут себя чересчур активно – не могут усидеть на месте целый урок, громко отвечают учителям (и не всегда по теме), спешат сделать задание, но «как-нибудь», лишь бы быстрее. Всё это проходящее, это просто так называемая «школьная адаптация». Через месяц-другой детки начнут вести себя «по-школьному». А родителям нужно внимательно следить за поведением и настроением малыша, чтобы не было, как в анекдоте с Вовочкой, который пришёл первого сентября домой с истерикой: «Почему меня никто не предупредил, что ЭТО на ближайшие 10 (уже 11) лет!». И обязательно реагировать на любые изменения в настроении или состоянии здоровья ребёнка.

Очень важно в начале учёбы понимать, насколько малышам трудно. Ведь им приходится не только «грызть гранит науки», но и осваивать свою новую роль в социуме. У них изменилось всё: стиль жизни, круг общения, режим дня (да и жизни). Они строят новую систему ценностей, отношений с учениками-учителями. И если во время, когда проходит адаптация первоклассников к школе применить старые методы воспитания (наказанием), то, в лучшем случае, отказ от учёбы гарантирован.

«Успешность» (или «отставание») начального процесса образования зависит от многих факторов – методика обучения, личность учителя, помощь со стороны родителей, отношения в классе (школе) с учениками и учителями, общая атмосфера в школе, физическое здоровье малыша. Мама должна чутко прислушиваться к ребёнку, улавливать его настроение, состояние здоровья, тогда адаптация ребенка к школе пройдет быстрее и легче. Хорошо, если крошка сам делится своими переживаниями. А папина спокойная и уверенная поддержка поможет малышу не пасовать перед трудностями, а научиться их преодолевать. Конечно же, многое зависит и от учителя. Недопустимо снижать оценки за поведение, наказывать физически, выгонять с уроков. Неоспорим факт, что дисциплина в школе нужна. Но у хорошего педагога всегда найдутся другие методы воспитания. Любовь и понимание, не запугивать и не подавлять, не высмеивать и не перегружать, не бить и не унижать – вот основные критерии «правильного» воспитания.

Обратить особое внимание нужно и на физическое развитие малыша, моторику рук, умению самообслуживания. Представьте, как себя будет чувствовать ребёнок, не умеющий самостоятельно застёгивать пуговицы или завязывать шнурки. Конечно, дома мама или бабушка всё сделают сами, а вот в школе будет куча насмешек и злых шуток. И результат – низкая самооценка, нежелание общаться со сверстниками, отказ ходить в школу, «не хочу учиться!».

Или обратная сторона – поверхностное отношение к учёбе, «свысока» – к «коллегам» по классу. Это бывает, когда родители «привили» завышенную самооценку: хвалили за малейшее достижение, никогда не давали объективной оценки поступкам, выполняли все прихоти. Такие детки могут казаться внешне успешными, но мотивация к учёбе у них может быть не правильная.

Чтобы ребёнку было легче перенести адаптационный период к школьной жизни, его нужно научить не только писать-читать-считать (а зачастую как раз этого и не рекомендуют учителя), а:

  • развить его кругозор;
  • как можно больше общаться;
  • ненавязчиво (а порой и в игровой форме) учить наблюдать, сравнивать, планировать, выделять главное, представлять (визуализировать, фантазировать), классифицировать, обобщать, запоминать, говорить, думать, мечтать;
  • не бояться высказывать свою точку зрения (и иметь, конечно же, её);
  • хотеть узнать как можно больше;
  • иметь опыт выполнения задания, поручения, обязанностей;
  • терпеливо идти к поставленной цели;
  • уметь находить для себя что-то новое в каждом процессе;
  • радоваться каждому новому дню.

И тогда не только адаптация ребенка к школе, а и вся его жизнь будет «без сучка и задоринки».

Автор: Инна Ризаева

Рубрика: Дети в саду и школе

Другие записи о развитии ребенка:

обсуждение

  1. Елена:

    Главное, чтобы ребенку понравился учитель начальных классов. Тогда успех гарантирован.


оставить комментарий или два