ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Табу или откровенный разговор

15th Ноябрь 2011     Автор: admin

- Мама, а как ты узнала, что у меня должен быть именно мой папа?

- А когда у кошки рождаются котята, то у нее тоже есть котик-мужчина?

- А у кис и собак тоже бывает любовь?

- А папа может родить?

- А почему у тети Аллы и дяди Петра нет детей, они, что не любят друг друга?

- А как вы узнали, что я мальчик?

- А я могу полюбить какого-то мальчика (девочку) и родить себе ребенка?

Эти «неудобные» вопросы маленький ребенок может поставить людям, к которым он испытывает доверие, в любой неуместный момент, даже без очевидного повода. Это может произойти на многолюдной улице или в переполненном общественном транспорте.

половое воспитание дошкольников

Отношение родителей к половому воспитанию дошкольников

На основе таких вот вопросов, которые можно услышать от маленьких детей, Санкт-Петербургские психологи А. Зуськова и Н. Смирнов составили тест для родителей, который положили в основу исследования готовности родителей к общению с дошкольниками на половые темы. Родители старших дошкольников должны были выбрать из трех вариантов ответов на вопросы теста те, что больше соответствовали их взглядам, убеждениям. Если же у них был собственный вариант ответа или опыт обращения ребенка на эту тему, им предлагали указать имя и возраст сына или дочери к тому времени, когда они задали вопрос, и записать собственный вариант ответа под буквой «Г».

К анкетированию было привлечено 1654 семьи старших дошкольников из 53 учебных заведений, при этом 9% родителей отказались от участия в опросе, а 91% согласились. Около 60% опрашиваемых выбрали один из трех предложенных в тесте вариантов ответа, а 33% – записали собственный вариант.

Родители, которые отказались от участия в опросе, аргументировали это так: с дошкольниками в коем случае нельзя разговаривать на половые темы; «с нами в детстве никогда об этом не говорили», это – «грязная тема», «дети и так больше нас знают «.

Приведем гневную тираду одного из отцов-оппонентов – участников анкетирования: «Считаю большинство приведенных в анкете вопросов довольно странными как для старшего дошкольного возраста, поскольку они свидетельствуют лишь о том, что ребенок не умеет наблюдать и логически мыслить. Ни от своего ребенка, ни от детей друзей, знакомых, соседей подобных вопросов мы никогда не слышали. Представляется весьма сомнительным, что нормально развитый ребенок будет задавать вопросы относительно этой темы в такой форме, поскольку современные дети обычно хорошо ориентируются в таких вещах (не считая чисто биологических подробностей), не говоря уже о том, как половой подготовке способствуют mass media. С этой точки зрения предложенная анкета является абсолютно нецелесообразной «.

Забота о том, чтобы «приличный» вид в глазах других, опасение потерять авторитет и является здесь, на наш взгляд, главным аргументом. Эти родители не чувствуют себя достаточно компетентными и уверенными, чтобы разговаривать с ребенком на половые темы. Единственное радует, что, тех, кто стоит на такой воспитательной позиции, лишь девять процентов.

В оценке некоторых родителей половое воспитание дошкольника сводится только к сфере сексуальных отношений. Но эта проблема гораздо шире.

Переоценка в педагогике многих норм, которые ранее казались незыблемыми, коснулась и этой деликатной проблемы. Сегодня приходит осознание, что половое воспитание дошкольников необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Проявлять инициативу и самим начинать говорить с ребенком на эти темы – огромная ошибка . Все надо делать вовремя! Когда ребенок обращается к родителям с вопросами на половые темы, увиливать от ответа не стоит. Важно найти слова, которые открыли бы ребенку эту сторону жизни, доступно рассказать о серьезных и очень важных вопросах взаимоотношений людей. От того, насколько удачными будут эти первые объяснения, будет зависеть дальнейшее мировосприятие ребенка, этот вывод совпадает с позицией российских психологов А. Зуськовой и Н. Смирнова. Они считают: «Если родители не пугаются любых детских вопросов, всегда находят правдивый ответ, делают это в доступной для ребенка форме, не унижая его достоинства, они могут рассчитывать на постоянный контакт с малышами и на то, что те примут их советы и помощь».

Рубрика: Воспитание ребенка

Другие записи о развитии ребенка:

обсуждение


оставить комментарий или два