Как жалеть ребенка

Учимся жалеть ребенка правильно

14th Март 2014     Автор: admin

Часто можно встретить такую ситуацию: упал ребенок и мама начинает его ругать, вместо того, чтобы проявить участие – обнять и приголубить малыша. Почему у родителей возникает ступор, и они не могут пожалеть своего кроху в те моменты, когда ему плохо, больно или обидно? Тут важно понять, когда жалость будет нужна и пойдет на пользу, а когда совсем неуместна. Ведь пожалеть малыша, который споткнулся нормальное и естественное желание. Почему же зачастую первой реакцией родителя бывает накричать или прочитать нотацию? На это есть ряд причин:

• Не умеем по-другому.

Манера общения со своими детьми к нам приходит из примера, данного нам нашими родителями. И часто мы эту манеру копируем и переносим уже на наших деток. Происходит так называемый «повтор сценария». Конечно, обвинять и сваливать все на своих родителей не только бессмысленно, но и не годиться для взрослого и самостоятельного человека, не страдающего инфантилизмом. Еще же существуют и другие корни у нашего жестокого поведения.

• Боязнь за ребенка.

Страхи, сидящие в нас, мешают нам приласкать и утешить ребенка в тяжелые моменты его жизни. Боязнь за ребенка – самый главный страх. Мысли о том, как пострадал и каковы последствия этого будут впереди, самыми первыми появляются в голове. Родитель впадает в панику, что производит агрессию. А страдает опять ребенок – и от того, что упал, и от родительской жестокости.

• Боязнь осуждения.

Ребенок, зачастую, показывает состоятельность родителя. Малыш, идущий рядом с мамой, умыт, чист, красиво и опрятно одет и мама, в свою очередь, гордо вышагивает рядом. И вдруг бац! Малыш упал. Тут же внутренний мир родителя, его гармония, нарушается. Самооценка резко падает, появляется чувство вины. Как же! Недосмотрели, не уберегли. Эмоции не в состоянии справиться с негативом и находят выход в гневных криках, порке и критике ребенка.

• Чувство вины.

Конечно, в том, что ребенок порезался, упал или пролил молоко виновных нет. Это просто случается. Однако, когда момент происшествия наступил, логически мыслить трудно. На передний план выходят эмоции, ребенок поруган, а мама таким образом избавилась от возникшего чувства вины.

• Воспитание стойкости.

Агрессия родителей бывает и сознательной. Многие родители таким образом делают попытки подготовить кроху к реалиям жизни, учат быть сильным. Вроде, и намерения самые добрые – желание приучить ребенка справляться со сложными ситуациями, негативными эмоциями, не быть нытиком. Все же, накричав на упавшего ребенка, намеченной цели вряд – ли достигнуть. А вот привить комплексы крохе будет довольно легко. Поэтому очень важно уметь жалеть малыша. И делать это правильно.

Не перегнуть палку

Важно не только пожалеть свое чадо, но и избежать противоположной реакции. Если ребенок упал с качелей, это не значит, что теперь качели нужно ставить под запрет. Нет причины опасности, нет и проблем. От всего не убережешь. А вот шанс научиться самостоятельно справляться со страхами и трудностями будет утерян, как и чувство полета, доставляющее радость детям. Мера нужна и в сопереживании. Не нужно делать за вашего ребенка то, что вам самому не нравилось делать в детстве. Такими действиями можно привить такие черты как несамостоятельность, неприспособленность, не умение следить за собой и своими вещами. Благодарности за это не получите! Слышали поговорку про то, что голодному надо предлагать не рыбу, а удочку? Вот и для своего малыша лучше придумать какой-нибудь интересный метод делания неинтересных будничных вещей. Под видом игры ребенок с удовольствием будет заниматься необходимыми ежедневными делами. Тут и повода для жалости не найдется.

Правильно жалеем кроху

Каждому ребенку необходимо знать и чувствовать, что их любят. Способов демонстрации этого чувства много – поддержать в трудную для малыша минуту, посочувствовать, сопереживать.

Если ваш ребенок грустит или же ему плохо, больно – успокойте и подбодрите его поцелуем, объятием, словами. Нужно переключить внимание крохи на что-то другое.

Если крохе необходима помощь, чтобы улучшить состояние, окажите ее не навязчиво, без причитаний и критики (приклеить пластырь, подуть на ранку, поцеловать ушибленное место).

Если что-то случилось, не надо бежать сломя голову с утешениями и жалостью. Дайте ребенку время, чтобы прийти в себя, прочувствовать и осознать свои ощущения. Только спустя немного времени кроха почувствует потребность в сочувствии.

Перед тем, как торопиться утешать или обвинять ребенка, сделайте паузу, посмотрите на его реакцию. Вполне возможно, что малыш уже самостоятельно может справиться со своими эмоциями, и ваша помощь окажется лишней. Умение справиться с проблемой, преодолевая препятствия и проживая свои эмоции какими-бы плохими или хорошими они не были и умение найти из них выход является важным этапом в формировании личности ребенка и очень пригодится в будущем.

Если ситуации не очень серьезная, попытайтесь на ней не концентрироваться. Не надо впадать в истерику, ахать и охать. Дети по природе очень чувствительны и легко считывают настрой родителей. И если вы сами всего боитесь, то и ребенок будет подобен вам. Зачем строить ребенку преграды на пути нормального развития? Ободранные коленки и синяки – обычный и нормальный атрибут детства каждого. Относитесь к этому спокойно.

Пока ребенок не успокоился, не надо терроризировать его наставлениями, почему все именно так случилось. Расстроенный ребенок во всем будет винить себя, а это почва для многих комплексов. Разложите ситуацию по полочкам чуть позже и лучше взяв пример со стороны. Когда ребенок спокоен, правильные выводы сделать ему будет легче.

Рубрика: Воспитание ребенка

Другие записи о развитии ребенка:

обсуждение


оставить комментарий или два