Вальдорфская педагогика

Вальдорфская педагогика – эмоции и чувства

21st Февраль 2011     Автор: admin

Вальдорфская методика развития детей является альтернативной педагогической системой, основанной на чувственно-сверхчувственном познании, образном мышлении и сопереживании. Основателем данной методики стал Рудольф Штайнер. Своё название методика получила от названия немецкой сигаретной фабрики Вальдорф-Астория, что в Штутгарте, хозяин которой первым подал прошение об открытии школы, где обучение детей проводилось по системе Штайнера.

вальдорфская педагогика

Особенности Вальдорфской педагогики

Особенностью Вальдорфской методики является то, что обучение ребёнка идёт по принципу «неопережения», то есть ребёнка не стараются развивать быстро, делать из него вундеркинда. Ребёнок сам познаёт азы обучения, когда захочет и когда сможет – нужно лишь предоставить все возможности для его развития. При обучении ребёнка нужно использовать недоделанные игрушки и иные пособия, которые будут вызывать у ребёнка интерес их доделать – таким образом, у него будет развиваться фантазия и самостоятельность. При этом знания должны подаваться блоками или «эпохами» по нескольку дней, но иметь в себе три составляющих: духовную (работает мышление), душевную (преподавание музыки и танцев) и креативно-практическую (обучение творчеству: лепке, рисованию, мастерству поделок из дерева, шитью и пр.).

Ритм всех занятий подстраивается под главную тему изучения. К примеру, если в блоке главным предметом идёт математика, то и в других составляющих должен в какой-то степени присутствовать математический компонент. В итоге, когда каждый блок занятий заканчивается, у ребёнка появляется удовлетворение от того, что он что-то узнал или достиг за данный период.

Занятия с детьми разного возраста

Ритмы занятий подбирают под возраст детей. Если взять историю, то её делят на несколько периодов и изучают каждый период в том возрасте, когда он наиболее понятен ребёнку (например, средневековье с его рыцарями и прекрасными дамами проходят в период полового созревания, в 7-ом классе). И при этом в каждом предмете сохраняется творчество, то есть при изучении средневековья дети обязательно ставят спектакли на эту тему, поют песни, посещают экскурсии по историческим местам и так далее.

Основным принципом обучения по Вальдорфской методике является «душевная экономия». Данный принцип заключается в том, что при обучении нужно развивать ту деятельность, которая поддаётся ребёнку без внутреннего сопротивления и стресса. К примеру, с момента смены зубов до полового созревания делается упор на развитие памяти и образного мышления, а после полового созревания развивают уже абстрактное мышление.

До 12 лет по методу Вальдорфской педагогики отвергается «наглядное обучение», поскольку формирование понятий происходит у ребёнка после этого возраста. Альтернативой наглядному обучению здесь служит обучение в сопровождении чувств, то есть чувства – это опора для памяти, так как эмоциональная память считается одной из самых долговременных. Целью обучения является привитие ребёнку знаний за счёт эмоций и преодоления безучастного отношения к познавательному процессу. До 12 лет у ребёнка очень хорошо усваиваются знания, связанные с ритмом, к примеру, прекрасно заучиваются стихотворения и таблица умножения.

При обучении у ребёнка важно вызвать интерес к происходящему вокруг, и для каждого возраста существуют свои интересы и дисциплины, которые ребёнок легко усваивает. Например, дети дошкольного возраста любят играть, слушать сказки, подражать чему-либо, и как следствие, познавательный процесс должен совпадать с его интересами, и обучение должно происходить в подражательно-игровой форме.

Примерно такой же тактики нужно придерживаться и в возрасте 9-12 лет. В 12 лет наступает кризис, и ребёнок начинает отделять себя от окружающего мира и начинает видеть вещи в реальности. Исходя из этого, с этого возраста нужно начинать обучать ребёнка более реалистичным наукам – таким, как история, география, биология. Кроме того, при воспитании детей нужно стремиться к равновесию воли, чувств и мышления. При этом волю воспитывают в раннем возрасте, чувства – в средней школе, а мышление развивают в старших классах.

Требования Вальдорфской методики к педагогам

Что касается педагога, который проводит обучение, то он должен постоянно повышать квалификацию, следить за своей речью и поведением. Учитель должен объединять коллектив, в котором рекомендуется обучать ребёнка по Вальдорфской методике, быть в нём авторитетом, а затем привязанность к самому себе переводить в привязанность к знаниям и школе.

При обучении важно чередовать активное и созерцательное, так как при постоянном активном обучении самочувствие ребёнка может ухудшиться и интерес к образованию пропадёт. Поэтому нужно чередовать активный познавательный процесс с какими-либо интересными историями, которые рассказывает преподаватель, а истории должны быть такими, чтобы возбудить положительные эмоции и развить свежий интерес к занятиям.
Важно также при обучении ребёнка обращать внимание на социальную среду вокруг него, поскольку обучение будет успешным только тогда, когда ребёнку ничего не мешает и не подавляет извне.

Подходить к обучению следует индивидуально, с учётом характера ребёнка. Не следует в классе сажать темпераментного ребёнка с тихим и робким учеником, поскольку у последнего могут развиться комплексы и пропасть интерес к обучению. Наоборот, нужно сажать детей одного и тоже темперамента вместе, чтобы каждый их них смог посмотреть на себя со стороны, а свои успехи в знаниях сравнивать лишь со своими же знаниями в прошлом. При этом ребёнок не подвергается стрессам, а личность его не обесценивается.

Недостатки Вальдорфской педагогики

Негативным моментом в методике Вальдорфской школы является то, что в основе всех знаний по Штайнеру лежит собственное чувственно-сверхчувственное переживание обучаемого, а не изучение наук, требующих логики, анализа, техники и эксперимента. Кроме того, учение Штайнера постоянно аппелирует к несуществующим понятиям, таким как «эфирные тела», «астральные тела», «высшие духовные тела», к которым восходит ребёнок по мере обучения, что некоторые исследователи считают не совсем нормальным явлением, и если доносить такие мысли до интеллекта ребёнка, то это может сказаться на его психическом самочувствии.

Так что пользоваться данной методикой в первозданном виде лучше не стоит. Кроме того, в Вальдорфских школах весьма негативное отношение к применению лекарственных препаратов (там предпочитают гомеопатию), что может негативно отразиться и на физическом состоянии ребёнка.

Метки: Рубрика: Раннее развитие: методики

Другие записи о развитии ребенка:

обсуждение


оставить комментарий или два