Занятие игра по экологии для средней и старшей групп

Комплексное занятие-игра по экологии

14th Август 2014     Автор: admin

Лес – дивная страна

Комплексное занятие-игра по экологии для детей средней и старшей группы.

Цель: познакомить детей с растениями и животными леса; учить бережливому отношению к природе и друг другу, правилам поведения в природе; закреплять количественный счёт; приносить детям радость от занятия.


Действующие лица: Дедок-Лесовичок, Мальчик, Девочка, Лягушка, Грибы (Мухомор, Подосиновик, Боровик, Опята), Цапля, Ворона, Птицегуб, Громкосвист, Водомут, Звери (Медведь, Лиса, Заяц, Ёжик).

Ход занятия.

Зал украшен, слышится музыка со звуками природы. Входит Дедок-Лесовичок.

Лесовичок: Добрый день, дети. Мне много нужно сегодня узнать от вас. Как думаете, была бы жизнь на планете, если бы вдруг исчезла земля и вода? Или воздух в лесу? (Дети отвечают.) В самом деле, без воды, земли, воздуха, леса жизнь была бы невозможна. Сложно представить себе, что всё это может вдруг исчезнуть, как это уже случилось со многими растениями и животными. Сегодня мы отправимся в путешествие по волшебной стране, которая называется Лес! Дети, а что такое лес? (Дети отвечают, что это деревья: берёзы, ёлки, сосны, липы и так далее). Хорошо. Я хочу рассказать вам одну грустную историю: «Однажды художник нарисовал лес. Очень хорошо у него получились деревья и такие похожие, что казалось, вот-вот подует ветерок и листочку затрепещут. А в уголке художник нарисовал маленького человечка с большой бородой – меня. Потому что, какой же лес без меня? Художник считал, что картина окончена и хотел её уже пристроить, но я у него спросил: а какой же лес без травы, цветов, мотыльков? И художник нарисовал и их. (Дети выносят атрибуты). А ещё художник нарисовал камыш, тростник, рогоз и водные растения. Кто из вас их знает?»

Мальчик: Белые кувшинки, желтые кувшинки и лотос.

Лесовичок: Дети, а водные цветы рвать можно? (Дети отвечают.) А почему?

Дети: Они стали редкими и занесены в Красную книгу.

Лесовичок: Правильно. Мы поговорим об этом в следующий раз. На своей картине художник ещё нарисовал грибы. (Дети-грибы входят один за другим, остальные отгадывают, кто это.)

Загадки.

1. Возле леса на опушке,

Украшая тёмный бор,

Вырос пёстрый, как Петрушка,

Ядовитый… (мухомор).

2. Я в красной шапочке расту,

Под стройною осиною,

Меня узнаешь за версту,

Зовусь я… (подосиновик).

3. Эти дружные ребята

На пеньке растут в лесу.

Называют их… (опята).

4. А этот красавец

На беленькой ножке,

Он в красненькой шляпке,

На шляпке – горошки. (Мухомор).

5. На толстой белой ножке

Коричневая шляпка.

Наверняка любой грибник

Найти мечтает… (боровик).

Лесовичок: Молодцы, грибы хорошо знаете. Потом художник нарисовал стрекоз и мотыльков.

Мотылёк:

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась,

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

А четыре – улетела.

Лесовичок: А ещё художник нарисовал лягушку и ящерицу. Для человека лягушки – друзья, и человек не должен их обижать, они приносят пользу.

Лягушка:

Пять зелёных лягушат

В воду бросится спешат –

Испугались цапли!

А меня они смешат:

Я же этой цапли

Не боюсь ни капли.

А. Барто.

Давайте вместе с цаплей поиграем в игру «Лягушка и цапля».

Болото очерчивают линией. В центре большой круг. Это убежище для лягушек, тут цапля их не достанет, но сидеть тут долго нельзя. Цапля, высоко поднимая колени, важно ходит по болоту, а лягушка и дети прыгают как можно дальше, пытаясь не попасться цапле. После того, как цапля словит трёх лягушек, выбирают другую цаплю. Лесовичок благодарит за игру и напоминает, что лягушку часто делают героиней сказок, где ей отводится главная роль, например, «Царевна-лягушка», «Теремок» и другие.

Лягушка: Дети, как думаете, почему лягушки прыгают, может, они зарядкой занимаются? Давайте мы им покажем, что с самого утра делают жабы на болоте.

1. На болоте две подружки,

Две зелёные лягушки

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались,

Ножками топали,

Ручками хлопали.

Вправо-влево наклонялись,

А потом выпрямлялись,

Вот здоровья в чём секрет,

Всем друзьям – физкульт-привет!

2. Мы лягушки-попрыгушки,

Неразлучные подружки,

Животы зелёные,

С детства закалённые.

Мы не хнычем и не плачем,

Дружим – не ругаемся,

Целый день по лужам скажем,

Спортом занимаемся.

Лесовичок: И ещё на своей картине художник нарисовал зверей. (Входит лиса, медведь, заяц. Дети называют их). Вот теперь настоящий лес получился. Теперь он будет жить. Что в нём есть? (Дети называют: деревья, цветы, травы, грибы, птицы, животнык. Это всё – лес.)

Лесовичок: Дети, Ворона мне принесла тревожную новость, что в моём лесу появился Водомут, разоритель птичьих гнёзд – Птицегуб и нарушитель лесной тишины – Громкосвист. Вам, дети, необходимо придти на помощь. Мы должны успокоить хулиганов.

Входят отрицательные герои, Водомут палкой гоняет банку из-под консервы, Громкосвист громко свистит, все кричат.

Мальчик: Зачем вы шумите в лесу?

Водомут: Разве это шум?  А ну, Громкосвист, свисни нат, чтоб все оглохли!

(Мальчик подходит и отбирает свисток.)

Мальчик: Ведите себя прилично! Иначе будете стоять в углу!

Все трое (с обидой): Мы… Мы не ведали… Не ведали…

Лесовичок: Придётся вам разъяснить. Дети, расскажите, как нужно вести себя в лесу.

Мальчик: Лес – это дом для многих зверей и птиц. В чужом доме не шумят. Зверей и птиц не обижают. Гнёзда не разоряют и деревья не ломают, в птиц с рогатки не стреляют.

Лесовичок: Посмотрите, сколько вы мусора после себя оставили!

Дети: Можно ли бросать в реку битые бутылки, банки, рваные пакеты, крошить пенопласт и вообще уничтожать красоту.

Девочка: Из-за таких как вы Дима порезал ногу, когда купался.

Мальчик: Да они вообще какие-то дикие: не поздоровались и прощения не попросили.

Ёжик:

Ёж пыхтит и морщится:

Что я вам – уборщица?

Лес никак не подмету.

Соблюдайте чистоту.

В. Борейко.

Девочка: Пусть идут в пустую комнату, и сидят там, пока не поймут, как нужно себя вести.

Каждый ребёнок говорит по одной строке стихотворения:

Мы хотим, чтоб птицы пели,

Чтоб вокруг леса шумели,

Чтобы были голубыми небеса,

Чтобы речка серебрилась,

Чтобы бабочка резвилась,

И была на ягодах роса!

Мы хотим, чтоб солнце грело,

И берёзка зеленела,

И под ёлкой жил смешной колючий ёж.

Чтобы белочка скакала,

Чтобы радуга сверкала,

Чтобы летом лил весёлый дождь.

Е. Карганова.

Водомут, Птицегуб, Громкосвист (вместе): Дети, простите нас!

Рубрика: Практические занятия в детском саду

Другие записи о развитии ребенка:

обсуждение


оставить комментарий или два