Комплексное занятие-игра по экологии
Лес – дивная страна
Комплексное занятие-игра по экологии для детей средней и старшей группы.
Цель: познакомить детей с растениями и животными леса; учить бережливому отношению к природе и друг другу, правилам поведения в природе; закреплять количественный счёт; приносить детям радость от занятия.
Действующие лица: Дедок-Лесовичок, Мальчик, Девочка, Лягушка, Грибы (Мухомор, Подосиновик, Боровик, Опята), Цапля, Ворона, Птицегуб, Громкосвист, Водомут, Звери (Медведь, Лиса, Заяц, Ёжик).
Ход занятия.
Зал украшен, слышится музыка со звуками природы. Входит Дедок-Лесовичок.
Лесовичок: Добрый день, дети. Мне много нужно сегодня узнать от вас. Как думаете, была бы жизнь на планете, если бы вдруг исчезла земля и вода? Или воздух в лесу? (Дети отвечают.) В самом деле, без воды, земли, воздуха, леса жизнь была бы невозможна. Сложно представить себе, что всё это может вдруг исчезнуть, как это уже случилось со многими растениями и животными. Сегодня мы отправимся в путешествие по волшебной стране, которая называется Лес! Дети, а что такое лес? (Дети отвечают, что это деревья: берёзы, ёлки, сосны, липы и так далее). Хорошо. Я хочу рассказать вам одну грустную историю: «Однажды художник нарисовал лес. Очень хорошо у него получились деревья и такие похожие, что казалось, вот-вот подует ветерок и листочку затрепещут. А в уголке художник нарисовал маленького человечка с большой бородой – меня. Потому что, какой же лес без меня? Художник считал, что картина окончена и хотел её уже пристроить, но я у него спросил: а какой же лес без травы, цветов, мотыльков? И художник нарисовал и их. (Дети выносят атрибуты). А ещё художник нарисовал камыш, тростник, рогоз и водные растения. Кто из вас их знает?»
Мальчик: Белые кувшинки, желтые кувшинки и лотос.
Лесовичок: Дети, а водные цветы рвать можно? (Дети отвечают.) А почему?
Дети: Они стали редкими и занесены в Красную книгу.
Лесовичок: Правильно. Мы поговорим об этом в следующий раз. На своей картине художник ещё нарисовал грибы. (Дети-грибы входят один за другим, остальные отгадывают, кто это.)
Загадки.
1. Возле леса на опушке,
Украшая тёмный бор,
Вырос пёстрый, как Петрушка,
Ядовитый… (мухомор).
2. Я в красной шапочке расту,
Под стройною осиною,
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я… (подосиновик).
3. Эти дружные ребята
На пеньке растут в лесу.
Называют их… (опята).
4. А этот красавец
На беленькой ножке,
Он в красненькой шляпке,
На шляпке – горошки. (Мухомор).
5. На толстой белой ножке
Коричневая шляпка.
Наверняка любой грибник
Найти мечтает… (боровик).
Лесовичок: Молодцы, грибы хорошо знаете. Потом художник нарисовал стрекоз и мотыльков.
Мотылёк:
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась,
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
А четыре – улетела.
Лесовичок: А ещё художник нарисовал лягушку и ящерицу. Для человека лягушки – друзья, и человек не должен их обижать, они приносят пользу.
Лягушка:
Пять зелёных лягушат
В воду бросится спешат –
Испугались цапли!
А меня они смешат:
Я же этой цапли
Не боюсь ни капли.
А. Барто.
Давайте вместе с цаплей поиграем в игру «Лягушка и цапля».
Болото очерчивают линией. В центре большой круг. Это убежище для лягушек, тут цапля их не достанет, но сидеть тут долго нельзя. Цапля, высоко поднимая колени, важно ходит по болоту, а лягушка и дети прыгают как можно дальше, пытаясь не попасться цапле. После того, как цапля словит трёх лягушек, выбирают другую цаплю. Лесовичок благодарит за игру и напоминает, что лягушку часто делают героиней сказок, где ей отводится главная роль, например, «Царевна-лягушка», «Теремок» и другие.
Лягушка: Дети, как думаете, почему лягушки прыгают, может, они зарядкой занимаются? Давайте мы им покажем, что с самого утра делают жабы на болоте.
1. На болоте две подружки,
Две зелёные лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали.
Вправо-влево наклонялись,
А потом выпрямлялись,
Вот здоровья в чём секрет,
Всем друзьям – физкульт-привет!
2. Мы лягушки-попрыгушки,
Неразлучные подружки,
Животы зелёные,
С детства закалённые.
Мы не хнычем и не плачем,
Дружим – не ругаемся,
Целый день по лужам скажем,
Спортом занимаемся.
Лесовичок: И ещё на своей картине художник нарисовал зверей. (Входит лиса, медведь, заяц. Дети называют их). Вот теперь настоящий лес получился. Теперь он будет жить. Что в нём есть? (Дети называют: деревья, цветы, травы, грибы, птицы, животнык. Это всё – лес.)
Лесовичок: Дети, Ворона мне принесла тревожную новость, что в моём лесу появился Водомут, разоритель птичьих гнёзд – Птицегуб и нарушитель лесной тишины – Громкосвист. Вам, дети, необходимо придти на помощь. Мы должны успокоить хулиганов.
Входят отрицательные герои, Водомут палкой гоняет банку из-под консервы, Громкосвист громко свистит, все кричат.
Мальчик: Зачем вы шумите в лесу?
Водомут: Разве это шум? А ну, Громкосвист, свисни нат, чтоб все оглохли!
(Мальчик подходит и отбирает свисток.)
Мальчик: Ведите себя прилично! Иначе будете стоять в углу!
Все трое (с обидой): Мы… Мы не ведали… Не ведали…
Лесовичок: Придётся вам разъяснить. Дети, расскажите, как нужно вести себя в лесу.
Мальчик: Лес – это дом для многих зверей и птиц. В чужом доме не шумят. Зверей и птиц не обижают. Гнёзда не разоряют и деревья не ломают, в птиц с рогатки не стреляют.
Лесовичок: Посмотрите, сколько вы мусора после себя оставили!
Дети: Можно ли бросать в реку битые бутылки, банки, рваные пакеты, крошить пенопласт и вообще уничтожать красоту.
Девочка: Из-за таких как вы Дима порезал ногу, когда купался.
Мальчик: Да они вообще какие-то дикие: не поздоровались и прощения не попросили.
Ёжик:
Ёж пыхтит и морщится:
Что я вам – уборщица?
Лес никак не подмету.
Соблюдайте чистоту.
В. Борейко.
Девочка: Пусть идут в пустую комнату, и сидят там, пока не поймут, как нужно себя вести.
Каждый ребёнок говорит по одной строке стихотворения:
Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса,
Чтобы речка серебрилась,
Чтобы бабочка резвилась,
И была на ягодах роса!
Мы хотим, чтоб солнце грело,
И берёзка зеленела,
И под ёлкой жил смешной колючий ёж.
Чтобы белочка скакала,
Чтобы радуга сверкала,
Чтобы летом лил весёлый дождь.
Е. Карганова.
Водомут, Птицегуб, Громкосвист (вместе): Дети, простите нас!
Другие записи о развитии ребенка:
- Конспект экологического занятия для детей среднего дошкольного возраста
Грибок, грибок, маслянистый бок Цель: побудить у детей интерес к лесу и его жителям, воспитывать правильное поведение в лесу; вызывать стремление ...
- Конспект по экологии для старшей группы «В зелёной аптеке»
Цель занятия: - уточнять и расширять представления детей о лекарственных растениях; - закреплять понятие о взаимосвязи человека и ...
- Какие краски подружились. Занятие по познавательно-практической деятельности в средней группе.
Программное содержание: - Познакомить детей с особенности соединения цветов при смешивании разных красок; - Познакомить детей с лабораторными ...